Найти в Дзене

S-образные поясные крюки с головами животных (Древняя Русь)

Посмотрите на эти несколько фотографий (все изображения в первой галерее взяты из яндекс-картинок). Кого вы там видите? Драконов или лошадей? Посмотрите внимательно, ведь на самом деле это сложный вопрос. Одна и та же категория предметов. У кого-то есть грива, у кого-то нет. У кого-то могут быть большие глаза (что делает зверя больше похожим на дракона), у кого-то маленькие. На самом деле это неизвестно, и разные исследователи высказывают разные мнения. Свои соображения я изложу ближе к концу статьи.

А для начала стоит рассказать о самом предмете. В древнерусской археологии он известен давно. А ещё раньше - в прибалтийской. Аналогичные крюки из этого региона были описаны ещё в XIX в. Например, известным финским археологом Йоханнесом Рейнхольдом Аспелиным (да, фамилия русифицирована, поскольку родился он ещё в те времена, когда Финляндия была частью Российской империи) было опубликовано одно изображение подобного крюка (Aspelin, 1884. С. 372, рис. 2014). В советской научной литературе встречаются ссылки и на другие дореволюционные публикации, но мне с ними ознакомиться пока не удалось.

Крюк из публикации Йоханнеса Аспелина (Aspelin, 1884. С. 372, рис. 2014)
Крюк из публикации Йоханнеса Аспелина (Aspelin, 1884. С. 372, рис. 2014)

То, что первые находки происходили из прибалтийского региона сыграло позже дурную шутку с археологами. Долгое время крюки было принято относить именно к этой местности. Считалось, что и на Руси они происходят в основном из близких к Прибалтике территорий. Об этом, в частности, писала Мария Владимировна Седова (Седова, 1981, С. 152):

Аналогичные крючки довольно часты в балтских и прибалтийско-финских древностях XII-XIII вв. В погребениях мужчин они располагались у пояса - видимо служили для подвешивания к ремню каких-то предметов. В славянских памятниках эти крючки встречаются редко и в основном в районах, пограничных с Прибалтикой

Сейчас мы знаем, что это не так - их география гораздо шире и (видимо) охватывает всю Древнюю Русь. Были такие крюки в Великом Новгороде, в Гнёздово (выставляется в ГИМе), встречаются в верховьях Днепра и Волги, на территории Владимиро-Суздальского княжества. Два таких крюка происходило из Старой Рязани (а это уже очень далеко от Прибалтики). Причём с одним из них мне довелось работать лично. А ещё на сайтах, посвящённых чёрной археологии, выложено немало крюков, собранных, например, на Киевщине или Черниговщине. Правда, кто проверит, насколько честны эти сведения...

Все описанные крюки датируются XI-XIII в. Как уже было отмечено, все их стоит относить к поясной гарнитуре. Один конец этого крюка замыкался на себя. Через образовавшуюся петлю продевался ремень. Разомкнутый конец свисал с пояса вниз и был открыт для того, чтобы к нему что-нибудь прицепили.

Что же к ним подвешивали? Доподлинно это не известно. Существует мнение, что к такой красивой вещи могли подвешивать только какие-то предметы вооружения. Но на самом деле у курганных находок не прослеживалось никакой прямой корреляции с оружием. А в городах такую связь вообще проследить невозможно - предметы находились отдельно, а не в каких-то вещевых комплексах.

Интересно, что похожие по форме предметы более позднего времени (с XVI в.) интерпретируются как S-образный вертикальный крюк для рамочной застёжки, применяемой в сабельной портупее (Прокопенко, 2014. С. 182). Но есть критическое различие: портупейные крюки разомкнуты с обеих сторон.

Так что вопрос назначения двухголовых поясных крюков ещё не до конца решён и можно над ним пофантазировать.

Теперь вернёмся к тому, о чём спрашивалось в начале статьи. Что это за животное? Моё мнение: это скорее дракон, чем лошадь. А ещё скорее змей. И вот почему.

Изображение 2-хголового S-образного существа с чертами змея или дракона для средневековья является довольно распространённым сюжетом. Вот например серьга XIV в., выполненная в виде такого животного (правда без верхней головы), изображение на ложке (кон. XIII - нач. XIV вв.) из Великого Новгорода и целая цепочка, состоящая из похожих крюков. Думаю, все согласятся, что в этих предметах нет никаких лошадиных черт.

Да в общем и не только средневековых. Змея с двумя головами была ещё в античном бестиарии. Там она называлась амфисбеной. Из античности она перекочевала в средневековье. А сейчас изредка появляется и в фентези-литературе. Кстати, чертами амфисбены был наделён и змей и на Камне Сигурда, что ближе к Древней Руси, чем античность

А вот подобные лошади мне в мифологии пока не встречались. Если вдруг кто-то о таких знает, пожалуйста поделитесь.

Поэтому мне кажется, что с учётом распространённости сюжета, поясные крюки следует интерпретировать именно как изображения двухголовых змеев/драконов.

Литература:

Aspelin, Johann Reinhold. Antiquités du Nord finno-ougrien. v V (то есть выпуск 5). Antiquites des Provinces Baltiques. - Helsingfors, 1884. 401 p

Векслер А.Г., Егоров К.А., 2011. К вопросу о средневековых связях Москвы и Великого Новгорода (новая находка на территории московского Великого посада) // Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. / Отв. ред. Н.А. Макаров, Е.Н. Носов. СПб. – М. – Великий Новгород: Изд-во ИИМК РАН. С. 224-225

Лапшин А.С., 2018. Раскопки и новые находки на Водянском городище // Археологические открытия 2016 года. / Отв. ред. Н.В. Лопатин. М.: Изд-во ИА РАН. С. 184-187.

Макаров Н.А., Карпухин А.А., Федорина А.Н., Шполянский С.В., Угулава Н.Д., 2016. Обследование средневековых памятников в Суздальском ополье // Археологические открытия 2014 года. / Отв. ред. Н.В. Лопатин. М.: Изд-во ИА РАН. С. 122-126.

Прокопенко В., 2014. Сабельный протупейный подвес с крючком-застёжкой. Восточная европа, Османская империя – XVI – начало XVIII вв. // Iсторiя давньоï зброï. Дослiдження 2014 / Отв. ред. М.Ф. Дмитринко. Киев: Изд-во Института истории Украины НАНУ. С 180-191.

Седова М.В., 1981. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X-XV вв.). М.: Наука. 193 с.

Янин В.Л., 1998. Я послал тебе бересту... Изд. 3. М.: Школа «Языки русской культуры». 461 с.