Коротко:
- Купленный в Лагосе ETF Newgold может быть переведен в Йоханнесбург
- Торговая активность в фонде ожила: Stanbic IBTC
Биржевые фонды хвалили за все – от демократизации инвестиций до повышения рыночной ликвидности. В Африке же сообразительные инвесторы получили менее очевидную выгоду: пособничество их бегству.
Иностранцы используют «золотой» ETF для вывоза наличности из Нигерии на фоне продолжающегося дефицита доллара в стране. Управляющие портфелями покупают ETF Newgold Issuer Ltd. в коммерческой столице страны, Лагосе, за найру. Затем они переводят свои активы на первичный листинг фонда в Южной Африке и продают их за ранды.
Как сделка, она почти наверняка проигрышная. Однако активность в ETF постепенно увеличивается, как только инвесторы решают, что имеет смысл заплатить, чтобы вывести активы из Нигерии и выйти на другие более ликвидные рынки.
«ETF котируется на NSE в течение нескольких лет, и, честно говоря, никто не интересовался им до июня», – пишет аналитик по акциям Stanbic IBTC Stockbrokers, Акинбамиделе Акинтола, на прошлой неделе. «Рынок обнаружил, что здесь существует взаимозаменяемость, чтобы вывести деньги из Нигерии на фондовую биржу Йоханнесбурга».
Нигерия борется с нехваткой долларов после того, как экономика пострадала от коронавируса и обвала цен на нефть – источник большей части ее внешних доходов.
Доллары обычно получают в «окнах» для инвесторов и экспортеров, но центральный банк прекратил продажу долларов в марте и возобновил ограниченные продажи только три месяца назад. Оборот в настоящее время составляет в среднем около 150 миллионов долларов, по сравнению с 300 до 400 миллионов долларов в начале года.
На этом фоне активность в ETF Newgold резко возросла. С начала года до настоящего времени было продано около 50 миллиардов найр (128 миллионов долларов) акций по сравнению с менее чем 60 миллионами найр за весь 2019 год. Активы взлетели до 17 миллиардов найр, что в 20 раз превышает их январский уровень, согласно последним данным на сайте комиссии по обмену ценными бумагами Нигерии.
Фонд закрылся в понедельник по цене 262,56 ранда (17,42 доллара США) в Йоханнесбурге и 7 656 найр (19,83 доллара США) в Лагосе, что означает, что инвесторы платят примерно на 14% больше за покупку акций в Нигерии.
По словам Джоломи Одонгхаро, руководителя отдела исследований Cordros Capital, временами премия поднимается до 30%. По его словам, страх девальвации и альтернативная стоимость хранения денег в Нигерии означают, что инвесторы готовы нести убытки.
«Есть и другие рынки с большим потенциалом и более сильными макроэкономическими показателями», – сказал он