Читать предыдущие части:
3. ФАТАЛИСТ
Две недели Печорин живет в казачьей станице. Однажды после игры в карты он слышит разговоры офицеров о мусульманском поверье, которое гласит, что судьба человека написана кем-то на небесах, а потому сам он изменить ничего не может.
Среди присутствующих находится поручик Вулич, серб, чья внешность придавала ему «вид существа особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи», очень храбрый, но вместе с тем скрытный человек, который питает страсть исключительно к карточной игре, о чем говорит тот факт, что однажды во время игры раздались выстрелы и все бросились к оружию, но Вулич продолжал играть и затем, когда в цепи застрельщиков увидел своего счастливого понтера, прежде всего отдал ему вы игранные тем деньги, а уж потом увлек за собой солдат и вступил в перестрелку с чеченцами.
Вулич предлагает испытать, знает ли человек о своей смерти заранее. Печорин заключает пари, ставя на то, что предопределения не существует. Вулич берет в свидетели майора, а затем идет в спальню и, сняв со стены пистолет, взводит курок и насыпает на полку пороху. Поручик направляется в другую комнату, где просит всех сесть. Печорин внимательно следит за ним и видит «печать смерти на бледном лице его». Он говорит Вули- чу, что тот нынче умрет. Вулич к этим словам относится с сомнением. Он интересуется у майора, заряжен ли пистолет. Печорин по просьбе Вулича бросает кверху карту: червонного туза. Поручик приставляет дуло пистолета к виску. Осечка. После выстрела в фуражку, которая висела над окном, для всех становится очевидным, что пистолет был заряжен. Вулич спокойно берет со стола деньги, которые проспорил ему Печорин.
Печорин пишет, что ему, когда он возвращался домой, стало смешно при воспоминании о том, «что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах...».
Печорин в темноте натыкается на что-то толстое и мягкое, но при этом неживое. На дороге лежит свинья, которую разрубил шашкой пьяный казак, которого преследовали два других казака. Среди ночи к Печорину прибегают с известием о том, что казак зарубил Вулича, а потом заперся в пустой хате, что на окраине станицы, и никому не удается выманить его оттуда. Среди собравшихся находилась и мать убийцы. Печорин готов испытать судьбу, и, когда есаул отвлекает казака, он прыгает через окно в дом. Раздается выстрел. Казак промахнулся и в следующую минуту был схвачен.
«Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!»
ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Это произведение является первым русским психо-логическим романом, так как в нем логика повествования определяется логикой развития характера главного героя, а не хронологией еобытий. В хронологической последовательности повести размещались бы следующим образом:
- «Тамань», в которой, согласно назначению, Печорин едет на Кавказ.
- «Княжна Мери», в которой Печорин находится в Пятигорске, где ожидает нового назначения.
- «Фаталист», в которой Печорин получил назначение в гарнизон к Максиму Максимычу, и события, о которых идет речь в повести, происходят, когда Печорин отлучается из крепости в казачью станицу.
- «Бэла».
- «Максим Максимыч».
- «Предисловие к журналу Печорина».
Лермонтов относился отрицательно к явлениям современной ему жизни. Он сомневался в справедливости тех форм существования, которые приняла при нем русская общественность. Бичуя современников, он бичевал и себя такого, каким он был, когда шел с ними одной дорогой.
В предисловии к роману «Герой нашего времени» Лермонтов замечает: «Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии... Она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое под одеждою лести наносит неотразимый и верный удар... Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».
Роман написан с использованием метода критического реализма, основные черты которого следующие:
- Историзм: трагическое мироощущение и философские искания Печорина, свойственные герою своей эпохи.
- Показ типических характеров в типических обсто-ятельствах: Максим Максимыч, горцы, «водяное общество». Печорина нельзя рассматривать как типичного героя, так как он является представителем относительно немногочисленной дворянской интеллигенции.
- Критический пафос: отсутствует идеальный герой.
Черты романтизма в романе:
- В центре романа находится журнал Печорина.
- Романтические черты характера Печорина: конфликт героя с обществом, герой-индивидуалист.
- Описание природы в романе.
- Интрига в повести «Бэла», в основе которой находится трагическая любовь.
Новаторство Лермонтова в «Герое нашего времени» во многом определяется диалектическим подходом к «истории души человеческой», легшим в основу метода психологического реализма. Чтобы выявить процесс духовного искажения личности порочной средой, его типичность и неизбежность, писатель оттеняет формирующие характер моменты в жизни других персонажей романа, людей добрых и чистых сердцем. Максим Максимыч до глубины души потрясен равнодушием Печорина при встрече старых друзей после разлуки. Жестока была и Бэла, не замечая привязанности и преданности штабс-капитана; жестоки были «честные контрабандисты», бросившие слепого мальчика.
Создавая крупным планом психологический портрет Печорина, писатель в монологах и дневниках ретроспективно набрасывает картину ожесточения души героя, но одновременно создает образ «простого человека», с одной стороны, корректирующего поведение Печорина, а с другой — олицетворяющего своей судьбой нравственное оправдание Печорина.
Психологический портрет Печорина дополняется богатством изобразительных средств: это описание лица, фигуры, пластики движений, одежды, эффекты освещения, таинственная жизнь взглядов и т.д.