Наверное, многим из нас хотелось бы оказаться на балу в восемнадцатом – девятнадцатом веках. Великолепный зал, бальные платья у женщин и гусарские мундиры у мужчин – это так восхитительно красиво.
Но вся эта красота зарождалась в начале восемнадцатого века. И вот на те балы, а тогда их называли ассамблеями, мало кто хотел бы попасть. А почему?
В 1718 году Петр I издал указ о проведении ассамблей. Царь реформировал все сферы жизни общества, в том числе и культурную.
Для людей, живших еще в прошлом семнадцатом веке, тихом и спокойном, все эти ассамблеи, куртаги стали испытанием.
Бояре отправлялись на ассамблеи, как в последний путь: прощались с родными, иногда писали завещание.
Петр I любил сам хорошо выпить и поесть, и поэтому всех гостей на этих мероприятиях заставляли пить и есть без мер, а кто отказывался, к тому приставляли солдат и следили за исполнением царского наказа.
Не дай бог опоздать на сие светское мероприятие. Опоздавшему наливали кубок вина (400 миллилитров) и заставляли выпить как «штрафную». Так, одному опоздавшему вельможе преподнесли зараз четыре таких кубка крепленного венгерского вина.
Нельзя было уходить с таких мероприятий трезвыми.
Плясать тоже было велено до упаду, и уйти не было возможности – двери крепко запирались. Такие мероприятия для многих были, как наказание.
Были и специальные правила:
«Зелья пить вволю, ежели ноги держат. Лежачему не подносить, дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Упитых складывать бережно в сторонке, дабы не повредить и чтобы не мешали танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберешься».
Из правил следовало, что гостю на ассамблеи следует пить волю, даже, если он не мог стоять на ногах. А уж, если и стоять не мог, падал на пол, то тогда не следует подавать выпивку. Упавших пьяных, следует положить на пол, чтобы не мешали танцевать. И чтобы мужчины отдельно лежали от женщин, иначе конфуз будет страшный.
Вот и представьте себе картину: половина гостей танцует, половина лежит по углам храпит. Мужчины курят, женщины тоже пахнут не французскими духами, в комнатах душно, жарко натоплено, по углам пьяные храпят.
Еще читаем из правил для ассамблеи. Когда зайдешь в дом, изучи расположение комнат, а главное найди клозет, а то вдруг придется бежать.
«Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха»
Если не знаешь меры в выпивке, положись на друга, он будет за тобой доглядывать и не даст упиться.
Ближайший друг и сподвижник Петра I, Алексашка Меншиков, часто оказывался во время таких празднеств под столом и не только он один.
Так, что ассамблеи Петра I – это не те светские балы девятнадцатого века.
Спасибо за внимание. До следующей встречи.