Найти в Дзене
Зоя Баркалова

Как Василий Малько из Потаповки немецкого генерала Паулюса в плен взял.

Гитлер считал, что генералу Паулюсу всегда сопутствует победа. Дивизии под его командованием в 1939 году вторглись в Польшу, а в 1940 году оккупировали Бельгию и Нидерланды.

А в это же время наш земляк из Потаповки – территория села Петровка – 35-летний Василий Малько работает пропагандистом Окружного комитета ВЛКСМ в г. Россошь Воронежской области. Обстановка в мире тревожная, и молодой пропагандист прекрасно понимает, что войны не избежать. Но верит , что военные действия придется вести на территории врага, отражая атаки.

Василий Малько - уроженец х. Потаповка Павловского района
Василий Малько - уроженец х. Потаповка Павловского района

Но у генерала Паулюса были совсем другие планы. С 21 июля по 18 декабря 1940 года он плотно занимается разработкой плана по нападению на СССР. Именно этот человек был одним из разработчиков чудовищного плана «Барбаросса», который предусматривал в ходе «блицкрига» разгром Красной армии и осуществление тотального геноцида советского народа.

22 июня 1941 года в 4 утра без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз.

22 июня 1941 года Германия вероломно напала на СССР.
22 июня 1941 года Германия вероломно напала на СССР.

Василий Малько – на фронте с первых дней войны. Он не хотел воевать. Василий Петрович по образованию был человеком самой мирной профессии – учитель русского языка и литературы. Но Родина была в страшной опасности и нуждалась в защите. Сомнений не было. В июне 1941 года его в звании старшего лейтенанта назначают помощником начальника штаба 109 стрелкового полка 74 стрелковой дивизии;

В это время Фридрих Паулюс уже получил звание генерал-лейтенанта, назначен заместителем начальника Генерального штаба сухопутных сил.

Летом 1942 года мощная группировка под командованием Паулюса, развивая скорость на степных просторах, рвется к Волге, к Сталинграду. Тем временем, и наш потаповский Василий Малько в том же июне 1942 года переброшен на Сталинградский фронт вместе со своей мотострелковой бригадой 54-ой армии. Место и время, когда враг и защитник Родины встретятся, приближается неумолимо.

фото из интернета
фото из интернета

Но пока об этом не знают ни тот, ни другой, еще никто на свете не знает, что жизнь им уготовила судьбоносную встречу и пути их пересекутся самым непредсказуемым образом. Пройдет всего полгода – полгода страшных кровопролитных боев и тяжелых потерь, когда бои в Сталинграде шли за каждую улицу, каждый дом. На помощь защитникам Сталинграда встали не только солдаты, не только мирные жители, героическим трудом приближавшие победу, но сама русская природа, русская зима со своими трескучими морозами и снегами. И уже тогда непобедимый немецкий генерал как загнанный зверь понимает, что проиграл. Впервые в жизни. Проиграл в войне, которую представлял как молниеносную операцию с победным маршем. Фюрер дает приказ: «Ни шагу назад!» Но немецкого генерала этот приказ уже не может остановить. Он принял решение.

Советская армия и без приказа знает, что назад ходу нет. Только вперед!

Последние дни января. Уже освобожден Воронеж. Победой закончилась операция «Малый Сатурн», уже погнали пленных итальянцев с родных донских берегов. Сводки информбюро становятся все радостнее. Поднимают солдатский дух, укрепляют веру в победу. И уже фашистская армия, засевшая в подвалах сталинградских домов, не кажется такой непобедимой. А Василий Малько в составе своей 38-ой мотострелковой бригады тоже в Сталинграде. Борется за каждый дом, за каждый подвал, где сидят в ожидании окончания боев и бомбежки женщины, старики и дети.

Вспоминает генерал Ласкин, в то время руководившей 64-ой бригадой, защищавшей южные подступы города:

- На войне многое решает случай. 30 января 1943 года офицер штаба 38-й стрелковой бригады Федор Ильченко прибыл на передний край с очередным приказом. Бойцы бригады вели тяжелые бои, продвигаясь к центру города. В одном из домов захватили в плен немецкого майора и привели его к Ильченко. После допроса немецкий майор сообщил, что генерал Паулюс находится поблизости, в подвале на центральной площади Сталинграда.Старший лейтенант Ильченко немедленно по рации передал эти сведения командиру бригады. Через несколько минут текст этого сообщения находился в штабе армии. Федору Ильченко были даны соответствующие полномочия».

…И вот оно - раннее утро 31 января 1943 года. В полутьме над площадью медленно гаснут ракеты, освещая мертвенным светом громады руин, поваленные столбы, запекшуюся копоть на краях воронок. Старший лейтенант Ильченко, в группе которого находится и наш майор Василий Малько, через переводчика передает в рупор: «Предлагаем прекратить огонь! Предлагаем начать переговоры о капитуляции окруженной немецкой армии!» Через некоторое время из здания универмага выходит немецкий офицер с палкой в руках, на которую была нацеплена белая тряпка. Старший лейтенант Ильченко вместе с лейтенантом Межирко, переводчиком и несколькими автоматчиками пересекают передний край и выходят на площадь. Никто не знает, что их ждет за стенами погруженного в темноту здания.Первыми вступают в переговоры с немцами о сдаче и входят в здание универмага несколько офицеров 38-й мотострелковой бригады. Наш Василий Малько - в составе группы. Старшим по должности является старший лейтенант Федор Ильченко, заместитель начальника штаба бригады. Но немцы хотят вести переговоры с представителями армейского или фронтового командования. Ильченко звонит командиру бригады.

Из воспоминаний генерал-майора Бурмакова: «Вдруг мне Ильченко звонит, что пришел адъютант Паулюса и просит самого большого начальника для переговоров.

— А ты маленький с ним пока поговори.

— Нет, — говорит,— не с армейским начальством говорить не хочет.

— Если не хотят, сволочи, говорить, хорошо, немедленно все меры принять, блокировать здание, где он находится! Принять меры, чтобы получилось пленение его! Начинайте вести переговоры, а в случае чего — в ход гранаты, полуавтоматы и минометы.

— Есть,— говорит Ильченко.

Гвардейцы мотострелковой бригады 54-й армии, пленившие штаб немецко- фашистской группировки во главе с генералом фельдмаршалом Паулюсом. Слева направо: ст. лейтенант Ильченко Ф., сержант Злобин, майор Малько В., полковник Бурмаков И., подполковник Винокур, сержант Гуров М.
Гвардейцы мотострелковой бригады 54-й армии, пленившие штаб немецко- фашистской группировки во главе с генералом фельдмаршалом Паулюсом. Слева направо: ст. лейтенант Ильченко Ф., сержант Злобин, майор Малько В., полковник Бурмаков И., подполковник Винокур, сержант Гуров М.

- Оказавшись в подвале, набитом гитлеровцами, мы совершенно не знали – в какую сторону нам идти, - продолжает свой рассказ генерал И.А. Ласкин. – Двигались молча. Боялись, что услышав русскую речь, немцы с перепугу начнут палить. Шли в темноте, держась за стену, надеясь, что в конце концов наткнемся на какую-нибудь дверь. Наконец ухватились за ручку и вошли в освещенную комнату. Сразу заметили на мундирах находившихся здесь военных генеральские и полковничьи погоны. Я подошел к столу в центре комнаты и громко через переводчика сказал всем присутствующим: «Мы – представители Красной армии. Встать! Сдать оружие!» Одни встали, другие замешкались. Я еще раз резко повторил команду. Никто из них сопротивления не оказал.Один за другим немцы стали называть свои имена. В помещении находились начальник штаба генерал Шмидт, командующий южной группой войск генерал Росске и другие высшие военные чины.

Генерал Росске заявил, что командующий Паулюс передал ему полномочия по ведению переговоров. Я потребовал немедленной встречи с Паулюсом. «Это невозможно, - заявил Шмидт. – Командующий возведен Гитлером в чин фельдмаршала, но в данное время армией не командует. К тому же он нездоров». Молнией мелькнула мысль: «Может быть, здесь идет какая-то игра, а Паулюса успели переправить в другое место?» Однако постепенно в ходе допроса немецких генералов выяснилось, что Паулюс находится поблизости, в подвале. Я потребовал, чтобы начальник штаба Шмидт отправился к нему и передал наши условия капитуляции немецких войск. По моему приказу следом за Шмидтом последовал комбат Латышев с тем, чтобы установить наш пост у кабинета Паулюса. Никого туда не впускать и не выпускать. У двери встал рядовой Петр Алтухов.

К тому времени наша группа, уполномоченная принять капитуляцию немецких войск, значительно расширилась. К нам присоединились начальник оперативного отдела армии Г.С. Лукин, начальник разведотдела И.М. Рыжов, командир 38-й стрелковой бригады И.Д. Бурмаков и другие офицеры. А также группа разведчиков.

Мы предъявили генералам Шмидту и Росске требование – немедленно отдать приказ всем окруженным под Сталинградом войскам прекратить огонь и всякое сопротивление.

Взяли под контроль телефонную сеть, находившуюся в штабе, чтобы следить за тем, какие приказы отдаются в войска.

Генерал Росске сам садится за печатную машинку, набирает текст приказа, который он назвал «прощальным»: «Голод, холод, самовольная капитуляция отдельных частей сделали невозможным продолжать руководство войсками. Чтобы воспрепятствовать полной гибели своих солдат, мы решили вступить в переговоры о прекращении боевых действий. Человеческое обращение в плену и возможность вернуться домой после окончания войны гарантируется Советским Союзом. Такой конец – это сама судьба, которой должны покориться все солдаты.

Следом за адъютантом Адамом группа советских офицеров входит к Паулюсу.

Небольшая подвальная комната , похожая на склеп. Заложив руки за спину, фельдмаршал ходил вдоль бетонной стены, как загнанный зверь.

Его объявляют пленником. Паулюс на ломаном русском языке произносит, видимо, давно приготовленную фразу: «Фельдмаршал Паулюс сдается Красной армии в плен». Самое удивительное, что в этой обстановке он счел возможным сообщить, что всего два дня назад произведен в фельдмаршалы. Новой формы одежды не имеет. Поэтому представляется в форме генерал-полковника. Паулюс заявляет, что ознакомлен с текстом приказа о капитуляции и согласен с ним. На вопрос о том, какие последние распоряжения Гитлера были ему переданы, Паулюс отвечает, что Гитлер приказал сражаться на Волге и ждать подхода танковых групп. На требование связаться с северной группой войск, чтобы доставить туда приказ о капитуляции, Паулюс отвечает отказом, заявив, что теперь он – пленник и не имеет права отдавать приказы своим солдатам.

Взятие в плен фельдмаршала Паулюса.
Взятие в плен фельдмаршала Паулюса.

Вот так закончилась бесславная карьера знаменитого гитлеровского военачальника, в пленении которого участвовал наш земляк Василий Малько в составе группы Федора Ильченко.

А потом пути Паулюса и Малько разошлись. Паулюс вместе со своей "непобедимой" армией отправился в советский плен. А наш земляк Василий Малько - продолжать бить врага, гнать его с родной земли до самой победы. Но до нее еще нескоро - два с лишним года боев, потерь и успешных операций.

А что Паулюс? В феврале 1943 его и его генералов привезут в Красногорский оперативный пересыльный лагерь № 27 НКВД в Московской области, где им предстоит провести несколько месяцев.

А наш земляк в июне 1943 года поступает на ускоренные курсы Академии им. Фрунзе. С августа 1943 по 1945 он воюет на втором и первом Белорусских фронтах. Победу встречает уже в звании полковника. Уроженец х. Потаповка Павловского района Василий Петрович Малько награжден Орденам «Красного Знамени»; тремя Орденами «Красной Звезды» и восемью медалями.» Информация о Василии Петровиче Малько есть на сайте «Память народа». Нам, жителям Павловского района, есть кем гордиться!

Малько Василий Петрович: Орден Красной Звезды
Малько Василий Петрович: Орден Красной Звезды