С 25 ноября по 4 декабря мы провели опрос о CRM-системах. Использовали для этого платформу Яндекс.Взгляд: задали порядок вопросов, выстроили логику и настроили выборку: мужчины и женщины из Москвы и Петербург в возрасте от 25 до 54 лет.
В опросе поучаствовали 1254 человека, полностью прошли — 1023 человека. Вроде бы не очень много, но достаточно, чтобы получить более-менее репрезентативные результаты.
Всего было 4 вопроса:
- Как часто вы работаете в CRM системе?
Можно выбрать только один вариант
Если участник выбирал 5-й вариант ответа, то опрос считался завершенным. Если 4-й вариант, то алгоритм сразу перебрасывал отвечающего на 4 вопрос.
- 70.6% ответивших на данный момент не работают в CRM;
- только 29.4% работают в CRM-системе и больше половины из них — 15.7% — каждый день.
О чем это говорит?
Рынок CRM в России в зачаточном состоянии. В феврале мы проводили предварительный опрос и с тех пор данные улучшились, но незначительно.
- В какой CRM системе вы работаете?
Можно выбрать несколько вариантов
- На втором месте — 1С:CRM, а на третьем — Мегаплан.
О чем это говорит?
Люди все чаще выбирают готовые решения с возможностью настройки интеграции с телефонией, 1С и автоматизировать часть процессов. И пока Битрикс24 лидирует среди основных разработчиков CRM-систем в России.
- Чего вам не хватает в вашей CRM системе?
Можно выбрать несколько вариантов
- Чаще всего пользователям CRM-систем не хватает удобного мобильного приложения CRM-системы, то есть адаптивного интерфейса CRM-систем;
- На втором месте — «Другое». Так ответили 18.3%;
- И третий по популярности запрос — «Простота и понятность», то есть сложно ориентироваться в интерфейсе CRM-системы.
О чем это говорит?
Пользователи устали от путанных алгоритмов и косноязысного и неадаптированного интерфейса в мобильных и десктопных приложениях.
Будущее за CRM-системами с удобными и понятными интерфейсами в мобильной и десктопной версиях. Также остается важной возможность интеграции CRM с другими сервисами.
Мы не знаем, что именно подразумевалось под ответом «Другое», но можем проинтерпретировать этот результат так: нужны новые решения, функции, которые еще не появились и запрос на которые еще не сформирован. Чтобы сделать прорыв в разработке CRM-систем, нужно изучать рынок и потребности. В этом варианте заложены особые перспектива роста для продакт-менеджеров и разработчиков.
Что это значит для рынка труда? В разработке CRM-системы в ближайшее время будут востребованы продакт-менеджеры, фронтенд-разработчики, ux- исследователи, ux-редакторы и ux/ui-дизайнеры.
- Будете пробовать еще раз?
На этот вопрос отвечали те, кто в первом вопросе выбрал 4 вариант ответа.
- 51.7% ответивших считает, что CRM им не нужна;
- 29.7% ответивших или 2.2% от всех опрошенных — попробуют внедрить CRM еще раз;
- 19% тяготятся необходимостью внедрять CRM-систему;
- а 8% — уже внедряют CRM повторно.
О чем это говорит?
Статистика неумолима: более половины ответивших не видят потребности в CRM-системе. Это значит, что на рынке CRM-систем спрос невысок и, если ничего не менять, расти он будет незначительно.
Какой вывод для рынка CRM-систем в России
Реальный спрос на автоматизацию управления процессов продаж и обслуживания клиентов растет пока медленно. Но для производителей программных продуктов впереди очень много перспектив: нужно изучать рынок, привлекать новых профессионалов, делать CRM-системы более клиентоориентированными.
Мы начнем с главного — с изучения рынка и запросов. Поэтому запускаем серию опросов, где будем выявлять потребности и боли аудитории и делиться результатами. Так можно сделать продукт, который будет полезным и популярным.
Народный рейтинг CRM в России – RuCRM.top
Переходите по ссылке и в подвале сайта голосуйте за вашу любимую CRM!