1968 год. Август. Львов. Общежитие для офицеров оперативного полка ВВ МВД СССР на улице Стрийской.
В квартире командира первого батальона раздался телефонный звонок, и прозвучала только одна фраза: «Боевая тревога!». Этот эпизод четко врезался в мою детскую память. Суровое лицо отца, обеспокоенная мать прижавшая меня к себе. В глазах немой вопрос, что случилось, неужели война? А через час, погрузившись в автомобили и бронетранспортеры, расположение полка стал покидать личный состав. И только через несколько дней, пришло известие передаваемое шепотом, полк оперативного назначения убыл в Чехословакию на подавление антисоветского мятежа.
Через много лет мой папа более подробно рассказал о том периоде. А я лишь пересказываю это повествование.
Известно, что с момента основания войск, в задачи частей оперативного назначения входили:
«Участие совместно с органами внутренних дел в локализации и блокировании районов районов вооруженных конфликтов, пресечении в указанных районах вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, в изъятии оружия у населения, в проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления - в их ликвидации». Источник информации: https://vk.com/wall-46943161_541697.
Но, эти функции, военнослужащие выполняли только в пределах Советского Союза, а отправляться для решения жандармских задач за границу они не могли.
В 60-х годах прошлого века Внутренние войска страны являлись составной частью Вооруженных Сил и, в дополнение, данные части и подразделения были не плохо подготовлены для выполнения специфических задач.
Поэтому, в проводимой операции, кодовое название «Дунай», наряду с Вооруженными Силами страны были задействованы и Внутренние войска МВД СССР.
В частности, к выполнении, так скажем, интернационального долга были привлечены и подразделения мотострелкового Рымникского орденов Кутузова, Богдана Хмельницкого и Красной Звезды полка оперативного назначения ВВ МВД СССР.
До поднятия части по тревоги, разумеется, проводились мероприятия по приведению полка в повышенную боевую готовность в связи с осложняющейся на тот момент международной обстановки.
Для того, чтобы сохранить режим секретности и избежать дополнительного возмущения международной общественности, руководством было принято решение в ходе совершения марша, перешить погоны с буквами «ВВ» на погоны военнослужащих мотострелковых частей советской армии «СА», а солдатам срочной службы сдать военные билеты и получить временные удостоверения.
В начале, выдвижение осуществлялось автотранспортом, а потом было решено задействовать военно транспортную авиацию. И уже 23 августа 1968 года они были в Праге.
Это сейчас, ту спланированную и молниеносно проведенную операцию, называют подавлением революционного движения, а тогда, ни кто из военнослужащих не считал себя жандармами.
Полк имел славные боевые традиции, и не зря на его знамени красовались боевые ордена.
В Чехословакии бойцы выполняли задачи по охране зданий правительственных и партийных органов, задерживали и доставляли в пункты фильтрации подозрительных лиц, сопровождали, как теперь говорят, гуманитарные грузы.
В начале осуществления данных мероприятий, наблюдалась определенное замешательство. Стоял открытым вопрос о применении оружия, но когда появились первые пострадавшие в среде военных, то пресечение групповых неповиновений, попыток организации массовых беспорядков и сабатажа, физическое ликвидация, совместно с органами безопасности, антисоветского подполья, стало носить более решительный характер. Было понятно, по другому нельзя, чехи оставаться в социалистическом лагере, добровольно, не желали. Задачи ясны, команды понятны, а солдаты и командиры были верны присяге и полны решимости выполнить свой воинский долг.
Замечу, что не смотря на " внутренний" статус войск и МВД СССР в целом, Львовский полк не был исключением в решении таких задач за пределами страны в то время.
В 1968 году на территории БССР была сформирована 43-я конвойная дивизия МВД СССР, некоторые части которой выполняли спецзадания за пределами Советского Союза.
А в 1978 - 1989 годах многие офицеры и прапорщики внутренних войск отправлялись в командировки в Афганистан. Они помогали создавать практически «с нуля» собственные МВД и внутренние войска. Разумеется, делалось это без учета местной специфики и по советскому образцу.