Хочу сегодня немножко поговорить о фикрайтинге. Для тех, кто не знает или не помнит, что это такое, объясню. Вот есть писатели. Мы, фикрайтеры, называем их ориджиналистами от слова «оригинал». Потому что они сами придумывают своих героев и мир своих героев от начала и до конца.
А есть такие писатели, которым их мир настолько удался, что они собирают вокруг себя целую армию поклонников – фанов. Фанатов, в смысле. И вот это ядро, оригинальное произведение. с которого всё началось – его в нашей среде называют каноном - формирует вокруг себя этакую сферу вторичного творчества ( вторичного не потому, что плохое, а потому, что в основу этого творчества положен вот этот самый канон). Наиболее ярким в истории, пожалуй, был фандом, созданный некогда Конан-Дойлем. Произведений о Шерлоке Холмсе тысячи. И шуточные, и серьёзные, и литературные, и музыкальные, и кино, и мультфильмы. Вот всё это вместе – фантворчество. Вы прекрасно знаете, что кроме экранизаций произведений Дойла есть огромное множество фильмов, основанных на историях, о которых Дойл никогда не писал. И все эти работы, включая ещё и рисунки, музыку и всё-всё-всё, формируют фандом.
А фикрайтеры – те, кто пишет фанфики, то есть, литературные произведения по какому-либо фандому. Например, Николас Майер с его «Семипроцентным раствором» или тот же Адриан Конан-Дойл с Джоном Диксоном Карром, создавшие целый сборник рассказов о Холмсе, да и другие, иже с ними.
Можно ли считать фикрайтинг литературным плагиатом? Думаю, нет. Там как раз вся соль и есть в заимствовании героев и атмосферы фандома – более того, считается хорошим тоном канону не противоречить и облик героев – внешний и внутренний - не искажать. Есть аббревиатура среди фикрайтеров ООС – от английского «Out of Character» - вне характера. ООС-ные фики и ООС-ные герой считаются «низкий сорт, плохая работа». Есть, правда, другое отступление от канона – АУ, альтернативная реальность. Тут интереснее. Тут героя, не меняя его характера, берут, да и помещают в непривычную, не прописанную в каноне, среду. Если говорить о том же Шерлоке Холмсе – например, в будущее, как в фильме «Возвращение Шерлока Холмса» или в том же сериале «Шерлок». Это допускается. Ведь главное - любимые герои, их узнаваемость, возможность продолжить общение с ними.
Для чего пишет ориджиналист? Как правило, для самовыражения. Ну, и фикрайтер тоже. Как бы он ни заимствовал героев, всё, что он привносит в своё произведение, он привносит от себя. Остальное просто зависит от писательского мастерства и погруженности автора в фандом.
Не обходится и без соревновательности – несколько лет назад, например, на «дневниках» проходили ежегодные фандомные битвы в разных номинациях, где фанавторы разных фандомов соревновались в мастерстве. И кого там только не было – и японские анимешки, и Гарри Поттер, и Шерлок Холмс, и Эраст Фандорин, и ведьма Громыко. Даже по Крапивину был фандом. Правда, думаю, что больше этих битв не проводится, хотя не знаю точно, но всё же думаю, что погубил это доброе начинание некий душок, о котором в своё время.
Так вот: о фиках. Ну, согласитесь, не повернётся язык назвать чепухой произведения Карра или Желязны, Акунина. Лукьяненко или Кинга, а они все грешили фикрайтингом. Стало быть, фикрайтинг – полноправная ниша литературного творчества, что-то вроде пародии. Только написанной не для смеха ( а порой и для смеха, впрочем). А дальше – вопрос мастерства автора и его мотивации.
Увы, в фикрайтерской среде как-то так повелось, что очень много создаётся контента на сексуальную тему. Особняком стоит слэш – фики, в которых герои вступают в однополые отношения друг с другом. Можно спорить о морально-этической стороне вопроса, но, что я вам скажу: это принято, очень многие райтеры баловались слэшем, и меня сия чаша не минула, хоть я и не любитель такого писания. А вот насчёт читания скажу так: слэш тоже съедобен, если автор силён, а герои вхарактерны и узнаваемы, не смотря ни на что. Существует, однако, целый пул произведений типа фикрайтинга, в которых нет никакой вхарактерности, никакого вообще фантворчества, а есть просто порно-рассказ, где героям зачем-то присвоены канонные имена. А если их убрать, то не поймёшь, кто кого – Атос д`Артаньяна или, скажем, Шерлок Холмс доктора Уотсона – сплошные скучные клише, которых на любом порносайте полно. Ну, такое, словом, туалетное чтиво.
Что ещё плохого? Встречаются графоманы, попросту не умеющие писать от слова совсем. Но хочется – они и пишут. Читать это смешно и порой противно. Исключение составляет проба пера, когда человек учится – в конце концов, не боги горшки обжигают. Однако, если ты пишешь-пишешь, а прогресса всё нет и нет, и читатели только плюются, ну, брось уже хотя бы публиковаться – пиши для себя. Впрочем, никто ничего запретить не может.
Ещё, чего я совсем не приемлю, это когда в качестве канонных героев берутся реально существующие люди – артисты, спортсмены - в общем, публичные персоны. Бывает и такое. И точно так же их автор пускает во все тяжкие. Мне кажется, так делать нельзя, как бы талантлив ни был фикрайтер. В конце концов, это живые реальные люди, это уже не игра. Они, наконец, попросту могут прочитать это про себя – кто посмеётся, а кто и обидится. И не только они могут – их дети тоже, например.
Вот это всё плохое. А что хорошего? А вот что: среди фикрайтеров встречаются реально талантливые авторы. Которые дают возможность читателям снова погрузиться в атмосферу любимого фандома, испытать эмоции, поучаствовать в приключениях любимых героев. Хороших авторов, даже не зная их фандома, читать интересно. К тому же, фандом растёт с каждым новым фиком, с каждым новым фанклипом, с каждой новой иллюстрацией, куклой или другой работой. Мы питаем свои фандомы, а они питают нас.
Конечно, многим людям это всё вообще непонятно. Но ведь и фанов тоже очень-очень много. По фандомам создаются свои фанклубы, в которых люди общаются, обмениваются интересными новостями, творят сами. А творчество – это, в общем, одна из главных составляющих счастья.
Я работаю в трёх фандомах – Шерлок Холмс, доктор Хаус и Гарри Поттер ( в последнем случае только стихи и клипы, в первых – ещё и фики, по Холмсу – и картинки). На канале в старых темах выложены два таких моих фика – «Пёстрая лента» в стихах и короткая новелла «Шерлок Холмс и зеркало». На «прозе.ру» - все остальные фики. Буду рада всем софандомникам, кто заинтересуется.
А к читателям дзена у меня будет вопрос – как вы считаете, имеет ли фантворчество право на сосуществование рядом с оригинальным творчеством, как особая ниша?