“Мама, я очень беспокоюсь за тебя и за папу”, “А я не упаду с этой горки?”, “На улице так холодно, я не заболею?”...
Подобные вопросы иногда родители слышат от своего ребенка, который вдруг стал чувствительным, боязливым, неуверенным…
Ежедневная череда "тревожащих" вопросов может утомлять окружающих людей, заставлять их откладывать собственные дела из опасения оставить ребенка одного в квартире.
У некоторых детей отмечается повышенная тревожность с самого раннего детства. Они беспокоятся по различным поводам: отношения в семье и с близкими, дружба в детском саду и в младшей школе, отношения с противоположным полом, а еще проблемы, которые по сути напрямую не имеют никакого отношения к ребенку.
Повышенная тревожность затрагивает жизнь человека целиком - его поведение, мысли, чувства, а следовательно и взаимоотношения с окружающими. Привычный уклад жизни остаются в прошлом. Тревожность занимает главное место в жизни ребенка и его семьи.
Признаки высокой тревоги у ребенка:
- нарушение режима сна и бодрствования,
- снижение или исчезновение аппетита,
- ухудшение внимания памяти,
- снижение настроения,
- изменение в поведении.
Вегетативные реакции при высокой тревожности:
- потливость,
- учащенное сердцебиение,
- покраснение или побледнение кожи
- боль или неприятные ощущения в разных частях тела и т.д.
Повышенная тревожность у дошкольников и у младших школьников.
Ребенок все время находится рядом со взрослыми. Он прячется за спину или просит держать его за руку, не знакомиться и не играет с другими детьми, боится шумных и людных мест и пр. Предложение заняться чем-то новым вызывает у него страх и опасения: “Я упаду, мне будет больно”, “У меня не получится” и др. В домашней обстановке тревожный ребенок будет держаться ближе к родным, особенно к маме, а если ее не будет дома, то будет ее искать, ждать (иногда стоя у входной двери) или спрашивать, когда она вернется.
Как тревожность влияет на поведение и привычки ребенка?
Например, возникают сложности со сменой одежды на новую. Или, привыкнув к определенному рациону, ребенок с усилием соглашается попробовать новое блюдо или продукты. Любые нововведения, например, в распорядке дня вызывают у него ощущение дискомфорта и беспокойства. Ребенок с повышенной тревогой будет резко реагировать на изменения планов, ему будет сложно адаптироваться к новой ситуации.
Для “борьбы” с тревогой ребенок часто придумывает определенные ритуалы и заставляет взрослых их соблюдать. Еще ребенок помнит в течение длительного времени о негативных переживаниях или моментах. Любой неосторожный поступок или фраза может сильно впечатлить его. Например, воспитатель скажет ребенку, что завтра нельзя опаздывать, то еще с вечера он будет неоднократно об этом напоминать близким, а утром будет торопить всю семью.
Мультфильмы, передачи, “ужастики” со сценами насилия и агрессии надолго отпечатаются у ребенка в памяти, могут вызвать бессонницу и беспокойство. Ему могут сниться кошмары, будет сложно засыпать без включенной лампы, а днем он будет рассеянным, сонным, скованным.
Ребенку будет сложно выступать перед публикой, например, на спектакле и празднике. Даже заученный материал он будет стесняться рассказывать. Ребенок откажется участвовать в шумных и подвижных играх, ему будет сложно знакомиться с другими детьми и заводить друзей.
У него могут появиться невротические реакции: заикание в речи, тики (повторяющиеся непроизвольные движения мышц); "покашливания", "шмыганье" и т.д. Или "неприятные" привычки: он может сосать пальцы или предметы, обгрызать ногти, дергать волосы, не удерживать мочу (энурез).
У ребенка могут появиться конкретные или беспричинные страхи. Ощущение надвигающейся опасности будет преследовать ребенка дома, в саду, на улице и др. Например, ребенок не захочет посещать спортивные или творческие занятия, ездить в гости.
Кроме того, могут усилиться вегетативные реакции: рвота, боли, рвота и т.д., причину которых сложно будет найти при медицинском обследовании, а лечение даст кратковременный эффект. Дети с повышенной тревожностью склонны к появлению психосоматических расстройств.
Рекомендации:
- создайте для ребенка постоянную среду, которая снизит его тревогу и добавит уверенности,
- не делайте сюрпризы, рассказывайте заранее об изменениях в планах,
- не торопите при подготовке к какому-либо событию, выделите достаточное количество времени для этого.
НЕ стоит говорить: "Не переживай, все будет хорошо!”
Эти слова никак не помогут ребенку меньше тревожиться.
ПОЛЕЗНО говорить:
1. Ты в безопасности, я вместе с тобой.
2. Скажи, как я могу тебе помочь?
3. Давай поговорим, что сейчас с тобой происходит...
4. Я тоже иногда боюсь.
5. Давай поговорим, о чем ты сейчас думаешь...
ПОЛЕЗНО делать:
1. Сидеть рядом, обнимать, брать за руку.
2. Переключить внимание на более позитивный опыт. Например, вспомнить о том, как весело и интересно было в прошлый раз в гостях.
3. Вместе подышать и посчитать до 10, что поможет снизить уровень тревоги. Найти дыхательные техники, которые понравятся ребенку и помогут ему контролировать свое состояние.
4. Сделать “шкатулку беспокойства” и складывать туда рисунки тревожных мыслей и событий. Это позволить взять их под контроль и управлять ими - их можно перерисовать, разорвать и др.
5. Придумать вместе с ребенком название состоянию тревоги, например, “волнующийся слоник”, что поможет отделить проблему от личности ребенка.
И, КОНЕЧНО, ОБРАТИТЕСЬ ЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩЬЮ К СПЕЦИАЛИСТАМ, ЕСЛИ ВЫ ЗАПОДОЗРИЛИ КАКИЕ-ТО ПРИЗНАКИ ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОГИ У РЕБЕНКА.