Найти тему
ФИНКОНТ

Как вести учёт по МСФО своими силами

Международные стандарты финансовой отчётности. Фото из свободных источников
Международные стандарты финансовой отчётности. Фото из свободных источников

На ведение отчётности в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности (МСФО) переходят многие компании. Сделать это можно посредством аутсорсинга, независимого консультанта или собственными силами. В последнем случае нужно быть готовым к некоторым сложностям:

· во-первых, отдел МСФО требует найма высококвалифицированного персонала;

· во-вторых, поиск подходящих сотрудников может занять продолжительное время.

Можно обратиться к опыту сотрудников консалтинговых и аудиторских компаний. Или обучить стандартам МСФО штатных бухгалтеров.

Чем занимаются специалисты отдела МСФО

Специалисты отдела МСФО должны собирать данные. Чаще всего посредством доступа в учётную систему по материнской компании. Информацию, которой нет в системе, необходимо запрашивать в кадровых, юридических и операционных службах.

Подготовленную отчётность МСФО необходимо согласовать с аудитором. Независимого оценщика можно привлечь со стороны.

Обратите внимание, что стандарты МСФО могут меняться. За этим необходимо следить.

Каким должен быть отдел МСФО

Идеальное место отдела МСФО в структуре компании – прямое подчинение финансовому директору, который подписывает отчётность.

Отдел МСФО необходимо наделить полномочиями на получение информации из бухгалтерских служб и других структурных подразделений. Без данной информации специалисты отдела не смогут оперативно выполнить свою работу.

Такая схема успешно работает, если в организации создана команда специалистов, работающая по аналогии проектной команде аудитора.

Каких специалистов необходимо включить в команду

Отдел МСФО может состоять из двух-трех человек. Должен включать сотрудника, ответственного за весь процесс подготовки отчётности, за её правильность и соответствие действующим стандартам МСФО.

Остальные сотрудники должны обладать знаниями, достаточными для осуществления сложных расчётов в отчётности.

Что такое комбинированный вариант

Такой вариант предполагает комбинацию работы сотрудников компании с независимым экспертом.

Сотрудникам компании нужно обладать хорошими знаниями в сфере российских стандартов бухгалтерского учёта (РСБУ), в сфере МСФО достаточно базовых знаний. Бухгалтерам компании собирают и обрабатывают информацию. Всю остальную работу по формированию отчётности выполняет независимый эксперт.

В период подготовки отчётности персонал, ответственный за учёт по МСФО, от других работ следует освободить.

Комбинированный вариант подготовки отчётности отличается универсальностью. Его можно использовать и при ежеквартальном, и при ежегодном составлении отчетности.

Частые ошибки

Руководители компаний нередко совершают ошибки при создании отдела МСФО. Вот самые распространённые из них.

1. У нас достаточно хороших бухгалтеров. Специальный отдел МСФО нам не требуется.

Рядовой бухгалтер не всегда обладает достаточной квалификацией для ведения учёта по МСФО. К тому же составление такой отчётности невозможно выполнить мимоходом, потребуется время. Специалист, занимающийся подготовкой отчетности по МСФО, должен полностью посвящать этому свое рабочее время.

2. Мы подготовим отчётность как получится. А аудитор потом всё проверит и исправит.

Аудитор действительно может помочь доработать отчётность и предложит корректировки. Но и стоимость услуг аудитора может быть увеличена. Есть и второй вариант развития событий: аудитор не выдаст заключение, пока вы сами не исправите все ошибки и не доработаете отчётность.

Подготовка отчётности пройдёт успешно, если компания установит все необходимые процедуры управления рисками избранного в зависимости от потребностей подхода.

После формирования первой отчётности МСФО можно выбрать пути дальнейшей оптимизации. Например, частичную или максимальную автоматизацию процесса.

Читайте также: как принять участие в аукционе на государственное и муниципальное имущество.