Все мы знаем первые слова Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа: «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Мы читали эти слова в Евангелии от Матфея, каждый раз слышим их на Божественной Литургии в храме.
Но кто эти «нищие духом»? И почему «их есть Царство Небесное»?
Когда-то мне рассказали такую теорию: нищие духом это слабоумные. Дескать, они избавлены от многих страстей, свойственных обычным людям: тщеславия, сребролюбия, зависти и так далее. Именно поэтому на Руси издревле особое отношение к юродивым.
Однако святой Иоанн Златоуст, один из величайших христианских богословов, живший в 4-5 веках в Византии, считал иначе. В своих «Беседах на Евангелие от Матфея» он, конечно, не мог обойти вниманием это место.
Святой Иоанн считает, что нищие духом – это смиренные и сокрушенные сердцем. Он особо указывает, что речь не идет о смиренных, ставших таковыми по воле обстоятельств. Убери эти обстоятельства – и от смирения не останется и следа! Возможно, вы даже сталкивались с таким в своей жизни.
Совсем иное те, кто по своей воле смиряют и уничижают себя. Также святитель считает, что слово «нищие» более выразительно и именно поэтому Христос сказал «нищие духом», а не «смиренные».
Далее святой Иоанн пишет о том, что смирение – это основа, без которой все наши старания бесполезны.
Так как гордость есть верх зла, корень и источник всякого нечестия,- рассуждает он, - то Спаситель и приготовляет врачевство, соответствующее болезни, полагает этот первый закон, как крепкое и безопасное основание. На этом основании с безопасностью можно созидать и все прочее.
Хотя бы ты отличался постом, молитвой, милостыней, целомудрием или другой какой добродетелью, все это без смирения разрушится и погибнет.
А вы как думаете, кого имел ввиду Спаситель говоря: «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»?