Найти в Дзене
Яндекс Go

Как организовать учёбу дома

Оглавление

Мы спросили у родителей, чьи дети учатся дистанционно, и у преподавателей, которые ведут занятия онлайн, как сделать учёбу дома удобной и результативной

Составить расписание и соблюдать режим

-2

Екатерина Барышникова, предприниматель
Дочь Элина, 14 лет

«Дистант требует очень высокой степени самоорганизации. Не каждый взрослый способен работать из дома, проблемы с тайм-менеджментом у каждого второго. Что уж о детях говорить?

По моим наблюдениям, подростки не воспринимают дистанционное обучение как настоящее, и на удалёнке плавно переходят на каникулярный режим. У нас в классе дети опаздывают на первый и второй онлайн-уроки, потому что поздно ложатся, сидят в телефонах, потом тяжело просыпаются. У нас тоже так было весной, сейчас сделали работу над ошибками и ввели режим. Подъём — как в школу, отбой — в 22:00.

Элина учится в восьмом классе, и поскольку она ещё занимается танцами, а тренировки мы не отменили, нам приходится составлять
чёткое расписание — для всего.

Дистанционка очень расслабляет, поэтому я начала делать то, чего не делала никогда, — стала проверять домашние задания. Раз в неделю, в выходной, часа три уходит на проверку. В выходные же разбираем непонятные темы — муж помогает с химией, я курирую алгебру с геометрией

Эле дистант в принципе нравится, но без друзей очень тоскливо, у них класс дружный. Нас спасает то, что она ходит на тренировки — там есть общение».

Слушать себя и подключить спорт

-3

Наталья Шумская, режиссёр монтажа
Дочери: Александра, 11 лет, и Марфа, 8 лет

«Мы ещё в начале учебного года поняли, что с этим вирусом будет неразбериха, и, учитывая опыт весенней дистанционки, осенью я перевела детей на семейное обучение. Оно отличается от экстренного дистанта — там больше свободы, хотя и требуется больше самостоятельности.

Конечно, переход на домашнее обучение — это стресс. Но я нагружаюсь сознательно. Я вижу весь учебный план и могу понять, что пошло не так. Например, мы обнаружили, что Саня не знает, как и зачем писать конспекты, из-за этого возникли сложности по истории. Мы садимся после каждой неудачи, обсуждаем, в чём проблемы, как их можно решить. Как организовать свою работу, как сделать конспект, как сделать учёбу легче — эти навыки кто-то должен дать. Я не знаю, как это решают в школе, у нас этому учу я.

У подростков много задач, кроме школы, — им нужно учиться контролировать эмоции, расставлять приоритеты, разрабатывать планы и стратегии. В школе дети привыкают — что сказали, то и делаешь. И когда они оказываются сами по себе, им сложно ответить на вопрос: что ты сам хочешь? Их надо учить разбираться в своих ощущениях.

Интересна тема лени. Вот бабушки любят поворчать: ничего не делает, лентяй! Но что изменится от того, что ты это произнёс? А ведь у нежелания что-то делать могут быть совершенно разные причины — от гормональных всплесков и переутомлений до абсолютно непонятной темы. Я пытаюсь научить дочь разбираться, почему она чего-то хочет, а чего-то нет, и говорить об этом прямо. Верю, что последовательное воспитание открытости и доверия поможет.

Ещё мы решили, что должно быть какое-то другое занятие, кроме школы, какая-то офлайн-активность — с семьёй или без. В нашем случае это спорт, прогулки».

-4

-5

Евгения Конькова, репетитор по русскому языку
Дочери: Тая, 9 лет, Саша, 14 лет

«Мы с мужем работаем удалённо пять лет, и для нас история с дистанционной работой не стала проблемой. У нас две школьницы и одна студентка. Студентка учится в другом городе, школьницы дома.

Свой тайм-менеджмент дети выстраивают сами, я с первого класса
не вмешиваюсь в учебный процесс, потому что знаю: не хочешь портить отношения с ребёнком — не занимайся с ним уроками. Но когда ребёнок просит помощи — тогда нужно сесть и разобраться.

Последние полгода я дистанционно преподаю русский и литературу московским школьникам. И теперь сама знаю, насколько сложнее провести дистанционный урок по сравнению с очным. Если учитель не владеет компьютерной грамотностью, не может смонтировать видео, сделать интерактивный тест, то он превращается в говорящую голову на экране, а дети скучают и шлют друг другу фотографии, где они в пижамах спят на уроках.

Очень важна мотивация. Читать параграф и писать в тетради дети могут и без учителя. А мотивация ребёнка возможна только там, где есть хорошие преподаватели. Надо найти педагогов, с которыми любой ребёнок будет с удовольствием работать. Ему это должно быть интересно.

А дома по возможности надо разгрузить себя, чтобы не повышать градус кипения в квартире, где все находятся круглые сутки и постоянно едят. Надо делегировать всё, что можно, — семье, старшим детям. Мы сделали так: походы за продуктами заменили доставкой, задачи по уборке распределили — папа пылесосит, дети вытирают пыль, маме достаётся сантехника. Раз в две недели приглашаем профессиональную помощницу по хозяйству».

Заняться неполезным и снизить ожидания

-6

Кристина Руснак, психотерапевт
Сын Саша, 13 лет

«Самое тяжёлое сейчас — это то, что и учёба онлайн, и отдых онлайн. Надо пробовать ограничить гаджеты, договориться о режиме, о паузах в компе и телефоне. Сложность в том, что гаджеты — единственный доступный отдых и развлечение сейчас. Если есть силы и возможности, надо выходить на улицу, вместе что-то делать неполезное и ненужное — играть или болтать просто так, Саше помогает беситься с младшими —братом и сестрой.

Надо снизить до минимума требования по неважным предметам, или даже по всем, — если продолжать спрашивать „как положено“, то стресс только усилится, и мы встретим протест. Никто из учителей не понимает, как правильно вести онлайн, и они вполне могут быть лояльнее.

Если дети учатся в девятом или одиннадцатом классе — нужно делать упор только на то, что действительно важно. Если можно — подключить репетиторов очно, ну тут я опускаю ковид как условие для онлайн-учёбы. Даже сам факт — поехать к репетитору — это возможность переключиться и задействовать другие органы чувств.

Истории, когда кто-то на удалёнке выучил три языка, — это сказки. У детей перегружены органы чувств — и без онлайн-учёбы, между прочим. Если много требовать, это сильно подорвёт и силы, и мотивацию.

Надо снизить ожидания и от детей, и от себя. Да, год будет так себе, и возможно, придётся навёрстывать. У Саши полкласса не сдали в прошлом году больше половины зачётов — так далась им адаптация. В этом году легче, но эффект от экстренного онлайна всё равно плохой — даже самые „ленивые“ хотят к людям».

-7

Не делать домашку

-8

Ирина Годунова,
преподаватель в онлайн-школе

«Я готовлю старшеклассников к ЕГЭ по истории — работа наша проходит онлайн. Одна из больших проблем дистанта, на мой взгляд, — отсутствие контакта, поэтому очень важно включать камеру, чтобы действительно оказаться на уроке. Важно перед занятием вылезти из кровати, почистить зубы и свежим показаться на публике — так и на материале концентрироваться проще, и учителю веселей.

Совет родителям: оставьте ребёнка одного. Если вы тоже работаете на удалёнке, переместитесь по возможности в другую комнату. Так у ребёнка будет больше свободы и меньше стресса: сдавать экзамены сразу двум преподам никому не хочется.

И последнее: не делайте всю домашку. На дистанте какие-то дикие объёмы домашних заданий. Выполнить обязательный минимум достаточно, не пытайтесь охватить всё. Конечно, прыгать выше головы можно, но лучше погулять или фильм посмотреть — надо переключаться».

Читайте также:

— Как развлечь детей в дороге
— Как ездить с детьми в такси
— Как дети придумывают рестораны мечты