Сегодня я хочу написать про проблемы, связанные с первым годом обучения, а именно - про чтение. Для меня это тоже больная тема, так как из года в год мне приходится защищать новые методы преподавания, которые дают отличные результаты, если родители не противодействуют, а помогают.
Часто бывает так, что ребенок по каким-то причинам не запомнил материал, пройденный в классе, может, пропустил занятие или два...
Дома учитель задала слушать и читать слова, учить звуки.
Но ребенок не знает, как прослушать запись... задание остается не выполненным. Затем эта ситуация повторяется из разу в раз. Запускается механизм лавины... И вот на первом родительском собрании в адрес учителя сыплются гневные вопросы: "Почему вы детей алфавиту не учите! Как им читать, если они букв не знают!" и т.д.
Если родители не знакомы с современными методиками обучения английскому языку, то их взгляды на обучение чтению либо сформированы опытом давних школьных лет, когда господствовал лексико-грамматический, а не коммуникативный метод обучения, либо же срабатывает аналогия с обучением русскому языку "от алфавита к чтению". Но английский - это не русский! Здесь все сложнее и не так однозначно, как в родном языке.
И пытаясь научить ребенка читать по своим представлениям, родители встречают сопротивление. Дети не могут учить английский по русским меркам, что в итоге вызывает ненависть к предмету, снижение мотивации и успеваемости. И это неудивительно. Ведь их в школе учат по-другому. Знание алфавита не спасает, а скорее еще больше усложняет процесс.
Возникает порочный круг: родители раздражены на детей, на учителей... и готовы искать репетитора, виня во всем школу. Дети чувствуют себя неудачниками!
А ведь проблем можно было бы легко избежать, если строго следовать методике учебника. И если в задании говорится "Слушайте и повторяйте", то значит так и надо делать, а не читать по памяти с ошибками.
Я уже много лет преподаю английский во 2-х классах, и каждый год на родительских собраниях слышу недоуменный вопрос: "Дети еще алфавит не выучили, а вы задаете читать песенки и диалоги!" Понять возмущение родителей легко. Сложно донести до сознания людей, которые учили иностранный язык в школе по советским методам, что методика преподавания сильно изменилась и отличается от старой как день и ночь.
Я закончила школу в конце 80-х. Тогда школьники начинали учить английский в 4-м классе, то есть в более зрелом возрасте, когда мозг мог обрабатывать больше аналитической информации. Практиковался в то время так называемый "лексико-грамматический метод", суть которого: учим слова, грамматические правила, делаем упражнения с этими словами и правилами и переводим тексты с английского на русский и в обратном порядке. В принципе, для того времени это было единственной возможной моделью, ведь интернета и свободного передвижения по миру не было, количество часов по программе ограничено, значит главным было научиться переводить тексты, а не живое общение.
Поэтому пока алфавит весь не пройден, все буквы не выучены, к чтению не приступали. Почти как с русским языком - технология обучения чтению примерно та же. Затем, начинали читать простые слова и учили правила чтения буквосочетаний. И тут интерес к языку у многих начинал пропадать, ведь это скука смертная! Особенно, когда еще надо учить знаки транскрипции! И главное, никакого энтузиазма не было решать фонетические головоломки: почему эта буква читается так в этом слове, в другом иначе, а в третьем вообще не читается.
Яркий пример - буква "е", (например, в словах "ten"-"me"-"take" каждый раз звучит по-разному).
Лично я стала разбираться во всех этих правилах, когда пошла на 2-х летние государственные курсы по английскому языку в 8 классе, то есть, когда мне было 15 лет, когда начинает активно формироваться абстрактное мышление, и правила понять и запомнить легче.
Тогда что же можно ожидать от второклассников, детей по сути? Они ведь играть привыкли, к работе с простыми, наглядными и понятными моделями, а не сложные правила учить. Надо ли им объяснять правила чтения и заставлять учить как читаются разные буквосочетания, транскрипцию давать?
В УМК (учебно-методическом комплексе) "Английский в фокусе" (Учебник Spotlight 2) используется современный "метод глобального чтения". Он сильно отличается от лексико-грамматического метода, имея в основании коммуникативный метод и учитывает возрастные особенности ребенка.
Изначально этот метод был придуман для обучения чтению детей с умственными отклонениями. Суть данного метода заключается в том, чтобы научить ребенка узнавать и читать слова полностью, не выделяя в них отдельные буквы. То есть, при чтении ребенок воспринимает слово как картинку, а не как определенный порядок букв.
Никогда не забуду, когда мой малыш в 1,5 года, едва начав называть меня "мамой", сидя в люльке, прочел название стирального порошка "tide", который моя мама достала из сумки и поставила на стол перед ним! Мы были в шоке! Вы, надеюсь, не подумали, что я издевалась над своим ребенком, заставляя его учить английские буквы, правила чтения в 1,5 года!
Честно скажу, я не учила его читать вообще, ни по-русски, ни по-английски!
У нас на кухне стоял телевизор и тогда часто показывали рекламу этого порошка: "Чистота - чисто tide!". Поэтому у ребенка сформировалась ассоциация с порошком и его названием, которую он и выдал нам с мамой!
Таким образом и происходит формирование речи. Это комплекс чувств ребенка с его озвучкой, если совсем просто. Или, выражаясь более научным языком, одновременное восприятие информации зрительно, на слух, а также в действии в течение длительного времени помогает мозгу сформировать определённые нейронные связи и механизмы, в результате которых ребёнком самостоятельно, "в удобное для него время", выводится технология чтения любых слов и текстов.
В период созревания мозга до 7-9 лет у детей правое полушарие мозга играет ведущую роль. Поэтому дети воспринимают любую информацию глобально, целиком. Соответственно, в основе обучения детей в начальной школе лежит эта особенность - цельный образ. Поэтому требовать от ребенка операций со множеством неизвестных, абстрактных символов, небезопасно для его здоровья.
И вот здесь, дорогие родители, важно понять, чем мы можем помочь своему ребенку и как не навредить.
Ответ прост: поддерживать интерес к языку, мотивацию ребенка, чтобы эти нейронные связи действительно сформировались! Больше игры и вариаций. Не перегружать ребенка и не переутомлять с одной стороны, но и не переставать закреплять полученные знания, то есть следовать принципу "понемногу, но почаще". То есть, регулярно спрашивайте, что было на уроке, что узнали, как по-английски "черный", "белый" и т.д.? Проявляйте больше положительных эмоций, хвалите (но не перехваливайте!): "Здорово", "У тебя классно получается!"... Ребенку важно ваше отношение, ему хочется блистать, быть нужным, получить ваше одобрение и, вашу помощь, но не навязчивую...
В УМК "Английский в фокусе" есть аудио приложение. Я всегда рассказываю детям на уроке и родителям на собрании об огромной важности развития восприятия английской речи на слух. Это тот золотой ключик, который помогает детям начать читать. Впоследствии у них будет развиваться речь в большей зависимости от от количества и качества полученной аудио информации.
Холистический подход в образовании сейчас в приоритете. Это значит целостность. В обучении чтении это принцип глобального метода наиболее ярко отражает суть: "Вижу слово и картинку, обозначающее его значение, слышу его и проговариваю!" Потом ученик узнает это слово в предложении, потом - в тексте, потом сам(а) говорит в ситуации.
Поэтому первый элемент в цепочке чтения - звук. Мы учим звуки сначала (не буквы!), учим слова с этими звуками (но не до посинения, а постепенно, играючи, по силам, учитывая индивидуальные особенности ребенка) и затем уже переходим к чтению (по сути узнаванию) этих слов в различных ситуациях.
Надеюсь, вы теперь не будете искать правила чтения в интернете и пытаться обучить своего ребенка им, ругая учителей и учебники, ностальгируя по советской школе!
Буду рада и дальше делиться своим опытом в моем блоге. В следующих статьях я планирую поделиться секретами, как можно легко и интересно учить слова, про качественное образование онлайн, про интересные развивающие занятия с детьми и школьниками.
Также я оказываю репетиторские услуги, в том числе и онлайн. Подробнее - на моем сайте eslclass.ru
Спасибо, что дочитали статью. Если она понравилась, ставьте лайки. Буду рада вашим комментариям и вопросам - это моя пища для размышлений и новых статей.