Найти тему

Соседский потоп: что делать, если вашу квартиру заливают (пошаговая инструкция)

Оглавление

Если вы сидите дома, никого не трогаете, а с потолка начинает капать – поздравляем, вас затопили. Первым делом нужно остановить процесс, пока он не принял вселенских масштабов, а потом уже требовать компенсацию с виновных.

Шаг первый: отключаем свет и воду

Да-да, не надо сломя голову бежать к соседям. Первым делом следует «вырубить» электричество в помещении, где начались проблемы. Даже если у вас по стенам не течет ручей, а лишь наметилось мокрое пятно – это тревожный знак.

Короткое замыкание может случиться и из-за отсыревших материалов.

Поэтому сначала отключаем свет, а сразу после этого перекрываем стояки с горячей и холодной водой: ведь проблема может быть не в том, что сосед забыл закрыть кран, а в общедомовой аварии.

Всё происходящее стоит записать на видео – благо, смартфоны есть почти у всех. Это будет отличной подстраховкой на случай, если соседи откажутся признавать свою вину и оплачивать предстоящий ремонт.

Шаг второй: беседуем с соседями

После того как помещение обесточено и водоснабжение отключено, самое время подняться к соседям, сообщить им о протекании, попросить открыть вам дверь и осмотреть вместе квартиру.

Конечно, проблема может лежать на поверхности: незакрытый кран, переполненная ванная, сорванный шлаг на стиральной машине. Но если очевидной причины протечки не наблюдается, следует сразу же перекрыть стояки. Если дело в общей системе водоснабжения – протекание прекратится.

Читайте также: Ванна VS душевая кабина. Плюсы и минусы (очевидные и не очень)

Кстати, «прорыв» не обязательно будет в том месте, где у вас появилось пятно. Стоит проверить также соседние комнаты: всё зависит от системы разводки труб.

-2

Шаг третий: вызываем аварийную службу

Если соседей нет дома или они не открывают, нужно экстренно звонить в аварийку: они приедут и отключат стояк. Такие службы работают круглые сутки, и у них есть строгий протокол действий.

Так, на звонок они обязаны ответить в течение 5 минут или перезвонить не позднее, чем через 10 минут.

Читайте также: В подъезде грязь? Как заставить УК убираться в срок

Устранить аварию (как минимум, локализовать неисправность) службы должны максимум через 30 минут после звонка. Они и сами заинтересованы в этом: слишком большими могут оказаться повреждения, а платить за них придется управляющей компании, если она не среагировала вовремя.

-3

Шаг четвертый: составляем акт о причинении ущерба

Без него будет сложно добиться компенсации. Для этого вызывают представителя УК и в присутствии соседей сверху (или двух других незаинтересованных лиц) составляют акт. В нем по пунктам перечисляют всё, что пострадало в результате коммунальной аварии.

Этот документ оформляют не позднее чем через 12 часов после поступления заявки.

Опять же, весь процесс лучше снимать на видео. Представитель УК может не согласиться с тем размером ущерба, который, как вы считаете, причинен имуществу. Тогда укажите это отдельным пунктом в акте и поставьте свою подпись.

-4

Шаг пятый: найти виновных и требовать компенсацию

Вы – пострадавшая сторона, и ремонт должны оплачивать те, кто виноват в протечке. Это могут быть соседи, УК или Фонд капремонта.

Соседи виновны, если они забыли закрыть краны, у них сломалась стиралка (или иная бытовая техника) или повреждены коммуникации после крана, который ограничивает подачу воды.

Если случилась протечка крыши, либо возникла проблема со стояком отопления или полотенцесушителем, все вопросы нужно адресовать УК (правда, в том случае, если сосед самовольно не менял оборудование).

Если же были неправильно проведены общедомовые ремонтные работы и из-за них случилась протечка, за аварию отвечает Фонд капитального ремонта или подрядчики.

Если виновные отказываются признавать себя таковыми, сначала стоит обратиться в Жилинспекцию, а потом, если это не поможет, заказывать независимую экспертизу и обращаться в суд.

-5

Конечно, самый простой вариант, когда соседи понимают, что виноваты, и договариваются о компенсации удобным для них способом. Например, оплачивают ремонт или отдают некую фиксированную сумму денег в обмен на расписку об отсутствии претензий.

Если дело дошло до экспертизы, по ее результатам можно составить досудебную претензию в адрес виновника и предложить решить-таки вопрос полюбовно. Такая бумага пишется в свободной форме, но в ней должны быть указаны контактные данные виновников и пострадавших, описание ситуации и предполагаемая сумма компенсации.

Если «заливатель» не отреагировал на документ, можно требовать компенсацию через суд.

При сумме ущерба менее 50 тысяч рублей идут в районный суд, при большей – в мировой.

От заявителя понадобится иск, документы на право собственности на квартиру, квитанция об уплате госпошлины, документы на соседа или УК (выписка, что сосед владеет квартирой выше этажом или договор с УК), обоснованная сумма желаемой компенсации (фотографии потопа, акт о причинении ущерба, отчет экспертизы, моральный ущерб).

Читайте также: Срезать, жаловаться в УК или идти в суд? Как правильно бороться с самозахватом парковочных мест

Бывали у вас потопы из-за соседей? Удавалось решить проблему мирно или приходилось подавать в суд? Расскажите в комментариях. И подпишитесь на наш канал, чтобы читать главные новости рынка недвижимости и полезные лайфхаки.