В соседнем доме живет старушка. Очень древняя. Мне сказали, что ей уже 102 года. Конечно, она не выходит из дома, но в квартире топчется сама. То есть ухаживает за собой сама.
Родни в городе нет. Но у нее имеется племянница, которая живет где-то в Подмосковье.
За старушкой ухаживают работники социальных служб: приносят покупки и что-то по дому делают.
Но мне хочется рассказать о другом.
К ней раза два в неделю ходят дети. Пятиклассники. Появляются во второй половине дня. И читают книжки вслух. Бабушка лежит, а они читают.
Составляется список литературы. Старушка, видимо, в этой области соображает. Она список и составляет. В нем значатся писатели, которые доступны для понимания десятилеток. Например, Драгунский. Или Гайдар. Я знаю, что дети прочитали ей «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Еще прозвучали «Детские годы Багрова внука» Аксакова. А еще приключенческая литература.
Кто детей к ней направил? Школа – вряд ли. По-моему, кто-то из родителей ребятишек.
Всего пятеро детей. Читают по очереди. Устанет один – книжкой овладевает другой. После немного о содержании поговорят.
Интересно то, что им нравится это делать. И бабушка, как я понимаю, талантливо «управляет» ребятами. Не лезет к ним с поучениями и с «воспитанием», а лежит и слушает. И небольшая беседа.
Бабушка говорит, что у нее болят глаза, читать и смотреть телевизор она не может. Благодарит детей, хвалит их. А у них растет чувство самоудовлетворения, что они нужны и полезны, что делают доброе дело.
Интересно то, что старушка в очень далеком детстве участвовала в Тимуровском движении. Помогала старикам того времени. И вот одно время протянуло руку другому времени.
Я подумал, что это удивительное совпадение не случайно. Есть в нем что-то символическое.
Люди старшего поколения наверняка помнят, что в прежних школах была так называемая воспитательная работа. Собирался пионерский отряд. И какие-то общие дела.
Сегодня ничего такого нет. Все забыто.
Днем ко мне подбежали школьники младшего возраста. Сунули книжечку про Спид. И попросили сфотографироваться с ними – для отчета в школе. И дальше побежали.
Кому такая работа нужна? Что она дает?
Поэтому очень радуешься, что есть нечто иное, о чем школа наша давно забыла. Пусть небольшие огоньки, но они есть.
Подписаться на канал "Георгий Жаркой".