Был я курсантом выпускного курса и нас отправили на войсковую стажировку в один довольно крупный сибирский город. Армия была в разгаре реформ товарища Сердюкова. Везде шли оптимизации и мы, курсанты, их наглядно наблюдали. Стимула служить это не прибавляло. Вокруг разруха, воровство и нищенские денежные довольствия.
Последняя курсантская войсковая стажировка славилась наличием свободного времени. Отцам командирам было не до нас. Буквально напротив нашего расположения стояло двухэтажное здание с синей вывеской, перед которой красовался бюст Железного Феликса. И проходя мимо него раз в седьмой, горячая мысль обожгла мой юный курсантский мозг. Она проникла так далеко, что я даже ночью поднимался и подходил к окну. Суть была проста, как эмоция ребенка. Власть, деньги, таинственное могущество. Это именно то, с чем ассоциировалось на тот момент ФСБ. Ну ее в баню, эту армию, вот контразведка сила. В дополнение я вспомнил нашего особиста, который выглядел ,как Денди, в дорогом пальто и кожаной сумкой всегда в гражданском сером костюме.
Через сутки, я не выдержал и пошагал в здание устраиваться на «работу». Шел уверенно, готовый сразу попасть в школу особистов и стать полноценным контрразведчиком.
Внизу у турникета в окошко выглянул прапор, увидев мои курсантские погоны спросил:
- Что надо?
- К дежурному офицеру на консультацию, - выпалил я и немного разволновался.
Прапор позвонил по телефону и ко мне спустился майор с бородой. Он призывно махнул рукой. Меня пропустили через турникет. Офицер-контрразведчик шел впереди не оборачиваясь. Дойдя до кабинета, он распахнул дверь и жестом показал проходить. Обстановка была, как в обычном казенном армейском кабинете, ничего шпионского и таинственного.
- Ну, рассказывай, курсант, кто тебя обидел и кого нужно покарать силой чекистов?
- Да никто не обидел, хочу служить у вас.
- Смело, неожиданно и вот так сразу…Чем движет сия идея?
- Не хочу в армии оставаться, воспитан на советских фильмах о подвигах контрразведчиков и готов продолжить славные традиции….,- я начинал словесно куражить и майор меня прервал.
- Успокойся и послушай меня. Вижу, что не глупый парень и слова связывать умеешь, но наивный. Запомни первое правило: «Люди с улицы не нужны». Запомнил? Это самое главное. Кадры находятся не по желанию. Их ведут, начиная с доски института. Родители у тебя, где живут?
- Мама бухгалтер, отец …., - майор опять прервал.
- Я спрашиваю не кто они, а где живут?
Я ответил, что отец после развода с матерью проживает в одной бывшей советской республике.
- Вот и все. Тебя уже не возьмут. Это теперь заграница. Как Родину охранять будешь, если ближайший родственник за бугром живет? – он насмешливо смотрел на меня.
- Ты, думаешь, что я здесь оказался вот так же, как ты пришел и меня взяли? Я тоже бывший военный, которому капитана не давали, а потом еще и на похороны отца не пустили и я психанул и уволился. Жена ушла, ребенка забрала, а я стал опускаться на дно. Единственное, дачу отца продал и ГАЗель купил, начал грузы возить, а потом пассажиров. Вот однажды кручу гайки, злой, а ко мне двое в гараж заходят. Говорят, что мои пассажиры благодарные и давай, мол, посидим. Время не рабочее. Я ответил, давай. И начали мы возлияниями заниматься. И шутки у них в тему, и рассказы тоже. И вообще парни обходительные и к себе располагают. А потом, когда чуть не друзья стали, они мне представились кто они и зачем. И так гладко проехались по моей жизни и так замотивировали долгом перед Родиной, местью и налаживанием дел личных, что я взял и незаметно подписал документы.
Я сидел с открытым ртом и внимал рассказ майора. Он продолжил:
- Утром протрезвел, домой позвонили и сказали прийти. Пришел. Со мной еще раз побеседовали, пригласили тесты пройти. Я прошел, а дальше так называемая школа особистов, а затем Кавказ. И это тебе не в окопе сидеть или на блокпосту, это надо агентуру принимать к кому на смену приехал и свою развивать. И враги у тебя все. Свои, чужие, кругом. Из нашего выпуска во второй кампании почти половина не вернулась. Ушли на встречу и не вернулись, потом только останки всплывают. Я вместо года в этой командировке целых три просидел и вернулся майором. Мне повезло. Готов к такому, курсант? А? Что смотришь? Тут не героизм нужен, а склад характера, талант и недоверие к своим и чужим. Так что если подходишь, то к тебе сами придут. Поверь, все про всех все знают и даже больше. Так что, иди отсюда и в твоих же интересах, чтобы тебя возле нашей части не видели.
Прошло больше 15 лет, а за мной никто так и не пришел :) И, наверное, это к лучшему!