В отличие от умножения в столбик, умножать двухзначные числа в уме часто дается детям непросто и вызывает большие затруднения и путаницу.
А есть люди, которые умножают двух-трехзначные числа в уме мгновенно. И если вы спросите их, как они это делают, они наверняка расскажут, что "представляют перед глазами" или "видят в воздухе" эти числа. Визуализируют, в общем.
Волшебную таблетку не предложу.
Но покажу способ, которым - приложив небольшие усилия - можно натренировать ребенка визуализировать примеры на внетабличное умножение.
1. Запоминаем картинку - подсказку
Внетабличное умножение требует от ребенка запомнить несколько чисел и несколько действий с ними в определенном порядке.
Иногда проблемы с внетабличным умножением кроются в том, что ребенок путается, какое из чисел нужно "разложить", и что на что потом умножать.
Большое заблуждение учителей и родителей в том, что дети путают это, потому что не понимают. "Просто с учителем не повезло, плохо объяснил!" - самоуверенно говорят они. И ошибаются.
Очень многие дети путаются в выполнении внетабличного умножения вовсе не потому, что не понимают.
А потому что нужно удержать в голове одновременно слишком много действий и чисел.
Чтобы ребенок не путался, для начала нарисуем ему разноцветную картинку с действиями.
Разноцветность нужна для дополнительной «опоры» памяти.
Рисуйте картинку вместе с ребенком, проговаривая то, что пишете.
Вот наш пример на умножение.
Такого примера в таблице умножения нет:
Чтобы выполнить такое умножение, нам нужно разложить двузначное число на разрядные слагаемые.
Подпишем разрядные слагаемые над двузначным числом - другим цветом:
Обведём новым цветом десятки и нарисуем, как буем их умножать. Результат умножения десятком запишем тем же цветом.
Обведем единицы, нарисуем, что на что умножается, запишем результат тем же цветом:
Теперь посчитаем сумму результатов умножения, запишем результат тем же цветом, что сам пример:
Теперь эта картинка, разрисованная разными цветами, будет у ребенка перед глазами. Так порядок действий запомнится лучше.
2. Приучаем мозг «видеть» разрядные слагаемые
Теперь нам нужно решить штук 20-30 примеров на внетабличное умножение, подписывая разрядные слагаемые над тем множителем, который раскладываем.
Смысл в том, чтобы, глядя на двузначное число, ребенок сразу же представлял его, как два разрядных слагаемых.
Примеров нужно много, чтобы именно это действие ребенок научился выполнять автоматически.
3. Тренируемся представлять себе десятки и единицы, не подписывая
Теперь, вместо того, чтобы подписывать разрядные слагаемые сверху, будем учиться представлять их, глядя на пример.
Пусть у нас будет такой пример:
Быстро раскладывать на разрядные слагаемые мы уже научились. Так что, глядя на этот пример, ребенок сразу же скажет, что 26 - это 20 и 6.
Нарисуем первое разрядное слагаемое - вместо единиц бледненько-тоненько нарисуем нолик:
Мы подрисовываем нолик, чтобы ребенку было проще представить себе число 20, которое будем умножать на 3.
Если ребенок не очень хорошо складывает в уме, смысл записать результат этого умножения:
Теперь закроем десятки пальцем - умножение единиц станет очень наглядным:
Подпишем результат умножения:
Складываем получившиеся промежуточные результаты - получаем окончательный результат:
Прорешайте несколько примеров, аккуратно подписывая нолик вместе единиц, а затем закрывая десятки рукой.
Это позволит закрепить в уме «образы», «картинки», помогающие выполнить умножение.
4. А теперь - подрисовываем всё в уме
Наконец предложите ребенку при счете ничего не подписывать, не дорисовывать м не закрывать, а просто представить себе, что это делаешь.
Пусть мысленно нарисует сначала нолик вместо единиц, а потом мысленно закроет ладошкой десятки.
Если вы хорошо потренировались на предыдущих этапах - ему будет несложно это сделать.
Решать примеры на внетабличное умножение он будет гораздо быстрее :)
____________________________________
Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON читайте по ссылке https://kumon-deti.com.