Найти в Дзене
Блог КУМОНомамы

Как научиться быстро умножать в уме двузначное на однозначное: в помощь третьеклашке

Оглавление

В отличие от умножения в столбик, умножать двухзначные числа в уме часто дается детям непросто и вызывает большие затруднения и путаницу.

А есть люди, которые умножают двух-трехзначные числа в уме мгновенно. И если вы спросите их, как они это делают, они наверняка расскажут, что "представляют перед глазами" или "видят в воздухе" эти числа. Визуализируют, в общем.

Волшебную таблетку не предложу.

Но покажу способ, которым - приложив небольшие усилия - можно натренировать ребенка визуализировать примеры на внетабличное умножение.

1. Запоминаем картинку - подсказку

Внетабличное умножение требует от ребенка запомнить несколько чисел и несколько действий с ними в определенном порядке.

Иногда проблемы с внетабличным умножением кроются в том, что ребенок путается, какое из чисел нужно "разложить", и что на что потом умножать.

Большое заблуждение учителей и родителей в том, что дети путают это, потому что не понимают. "Просто с учителем не повезло, плохо объяснил!" - самоуверенно говорят они. И ошибаются.
Очень многие дети путаются в выполнении внетабличного умножения вовсе не потому, что не понимают.
А потому что нужно удержать в голове одновременно слишком много действий и чисел.

Чтобы ребенок не путался, для начала нарисуем ему разноцветную картинку с действиями.

Разноцветность нужна для дополнительной «опоры» памяти.

Рисуйте картинку вместе с ребенком, проговаривая то, что пишете.

Вот наш пример на умножение.

Такого примера в таблице умножения нет:

Пример на внетабличное умножение
Пример на внетабличное умножение

Чтобы выполнить такое умножение, нам нужно разложить двузначное число на разрядные слагаемые.

Подпишем разрядные слагаемые над двузначным числом - другим цветом:

Подписали разрядные слагаемые. Тем же цветом можно обвести в кружок число, которое раскладывали на слагаемые
Подписали разрядные слагаемые. Тем же цветом можно обвести в кружок число, которое раскладывали на слагаемые

Обведём новым цветом десятки и нарисуем, как буем их умножать. Результат умножения десятком запишем тем же цветом.

Умножаем десятки
Умножаем десятки

Обведем единицы, нарисуем, что на что умножается, запишем результат тем же цветом:

Умножаем единицы
Умножаем единицы

Теперь посчитаем сумму результатов умножения, запишем результат тем же цветом, что сам пример:

Ответ готов
Ответ готов

Теперь эта картинка, разрисованная разными цветами, будет у ребенка перед глазами. Так порядок действий запомнится лучше.

2. Приучаем мозг «видеть» разрядные слагаемые

Теперь нам нужно решить штук 20-30 примеров на внетабличное умножение, подписывая разрядные слагаемые над тем множителем, который раскладываем.

Очень много примеров на внетабличное умножение: над двузначным подписываем разрядные слагаемые
Очень много примеров на внетабличное умножение: над двузначным подписываем разрядные слагаемые

Смысл в том, чтобы, глядя на двузначное число, ребенок сразу же представлял его, как два разрядных слагаемых.

Примеров нужно много, чтобы именно это действие ребенок научился выполнять автоматически.

3. Тренируемся представлять себе десятки и единицы, не подписывая

Теперь, вместо того, чтобы подписывать разрядные слагаемые сверху, будем учиться представлять их, глядя на пример.

Пусть у нас будет такой пример:

Еще один пример на внетабличное умножение
Еще один пример на внетабличное умножение

Быстро раскладывать на разрядные слагаемые мы уже научились. Так что, глядя на этот пример, ребенок сразу же скажет, что 26 - это 20 и 6.

Нарисуем первое разрядное слагаемое - вместо единиц бледненько-тоненько нарисуем нолик:

Нарисовали нолик вместо единиц у двузначного числа
Нарисовали нолик вместо единиц у двузначного числа

Мы подрисовываем нолик, чтобы ребенку было проще представить себе число 20, которое будем умножать на 3.

Если ребенок не очень хорошо складывает в уме, смысл записать результат этого умножения:

Записали результат умножения десятклв
Записали результат умножения десятклв

Теперь закроем десятки пальцем - умножение единиц станет очень наглядным:

Закрыли десятки рукой
Закрыли десятки рукой

Подпишем результат умножения:

Подписали результат умножения единиц
Подписали результат умножения единиц

Складываем получившиеся промежуточные результаты - получаем окончательный результат:

Результат умножения
Результат умножения

Прорешайте несколько примеров, аккуратно подписывая нолик вместе единиц, а затем закрывая десятки рукой.

Это позволит закрепить в уме «образы», «картинки», помогающие выполнить умножение.

4. А теперь - подрисовываем всё в уме

Наконец предложите ребенку при счете ничего не подписывать, не дорисовывать м не закрывать, а просто представить себе, что это делаешь.

Пусть мысленно нарисует сначала нолик вместо единиц, а потом мысленно закроет ладошкой десятки.

Если вы хорошо потренировались на предыдущих этапах - ему будет несложно это сделать.

Решать примеры на внетабличное умножение он будет гораздо быстрее :)

____________________________________

Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON читайте по ссылке https://kumon-deti.com.

Мой инстаграм http://instagram.com/kumon.deti