Увеселения, которые Петр завел при дворе, носили весьма неоднозначный характер и были скорее обязательными и принудительными элементами придворного обихода.
Культурный трансфер
Обстоятельства молодости и юношества Петра во многом определили его пристрастие к европейской культуре и образу жизни. Его невольная «ссылка» на берега реки Яузы стала мощным стимулом к стремлению «европеизировать» русский быт и ввести Россию в число великих мировых держав.
В Немецкой слободе молодого русского царя поразила небывалая открытость и простота жизни, свободное общение жителей между собой, постоянно организуемые застолья. Необходимо отметить, что эти мероприятия могли посещать и представительницы прекрасного пола — вольность, недопустимая в условиях этики по предписаниям «Домостроя».
В этой связи введение балов-ассамблей было своеобразным культурным «трансфером», попыткой перенести определенный тип придворного развлечения на национальную почву, адаптацией западноевропейских поведенческих стереотипов и социальных норм, однако с особым отечественным «колоритом».
Развлечения петровской эпохи
Большинство историков считают, что идею проведения ассамблей Петр I привез из Франции в 1717 году, однако сохранились подтверждения того, что уже в 1714 году состоялись первые специально организованные увеселительные мероприятия. В целом, термин «ассамблея» охватывает самый широкий круг развлечений петровской эпохи: летом ассамблеи проводились в Летнем саду на открытом воздухе, а зимние ассамблеи устраивались в домах именитых сановников.
Петровские ассамблеи впервые стали сопровождаться угощениями и закусками, то есть сам процесс смены разнообразных блюд стал своеобразным приемом для создания определенной торжественной атмосферы. Во время пауз между танцами и играми гостям разносили кофе, чай, варенье, мед, а за ужином женщины должны были сидеть рядом с мужчинами. Именно с начала регулярного проведения ассамблей в Россию пришла культура светского танца: полонеза и менуэта, контрданса и англеза. Сам император тоже не гнушался такими «легкомысленными» развлечениями.
Ассамблеи в целом стали мощным толчком для укрепления (можно даже скорее сказать — восстановления) статуса женщины в социуме: постепенно преодолевалась изолированность прекрасного пола от активной публичной жизни, женщины стали обретать гражданские права, а значит — и чувство собственного достоинства. Это, несомненно, отразилось хотя бы в факте последующего правления женщин-императриц (или правящих фавориток), поразительным образом совпавшего с похожими тенденциями в других европейских странах (в частности, в Австро-Венгрии и Франции).
Смерть императора-реформатора разделила русское общество и в сфере развлечений. Нараставшее и в допетровскую эпоху различие в образе жизни простого человека и представителя родовитой фамилии теперь приобрело гигантские масштабы, которые будут осознаны в середине XIX века в таком социокультурном феномене, как «хождение в народ».
Из указа Петра «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем», регламентирующего поведение на ассамблеях.
«Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:
1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.
<...>
7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.
<...>
10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься».