Мужчины и прежде были неблагодарны. Но этот… Александра Дмитриева-Мамонова императрица осыпала бриллиантами. Сделала графом. Прощала его заносчивое поведение, и даже открытое пренебрежение. А он пошел ещё дальше. Сам признался, что любит другую! Раньше Екатерина II такого не прощала, гнала в шею. Но сейчас её сердце по-настоящему страдало. И даже гневаться не было сил.
Молодого привлекательного повесу представил государыне сам Светлейший князь Потёмкин. Ему был выгоден такой «ручной фаворит»: хорош собой, неглуп, но при этом скромен и послушен. Потёмкин знал вкусы своей любимой - Александр Дмитриев-Мамонов, появившись при Дворе в 1786 году, моментально попал в близкий круг Екатерины Второй.
В ту эпоху частенько случались головокружительные карьеры. От капитан-поручика до генерал-майора фаворит "дослужился" за несколько месяцев. Милому другу выделили покои в Зимнем дворце, и такой впечатляющий список благостей, то придворные осознали: Екатерина II влюблена не на шутку. Она стала обсуждать с ним важные государственные вопросы, по его капризу требовала от Потемкина продать «Сашеньке» имение Дубровицы, которое очень нравилось Светлейшему, и в остальных делах проявляла доселе невиданную мягкость. Светловолосый паренек, еще недавно ничего из себя не представлявший, превратился в могущественную фигуру.
А тот начал хандрить. И чем ласковее с ним становилась Екатерина, тем резче он ей отвечал. В конце концов, даже Потёмкин обратил на это внимание императрицы: что-то ваш протеже слишком дерзко себя ведет! Не подобает так, с государыней…
Все было очень просто: Дмитриев-Мамонов – разумеется! – нисколько не любил императрицу. Она старела, и фаворит с куда большей радостью выходил на прогулки с юной фрейлиной Дарьей Щербатовой, чем шёл в покои Екатерины II. Положением своим он начал тяготиться. И нежность императрицы его все сильнее раздражала.
Забавно, но и княжну Щербатову представил ко Двору тот же Потёмкин. И вот теперь, два его «проекта» замечательно поладили! Они встречались тайно, в доме Рибопьеров, а помогала им другая фрейлина – Мария Шкурина. Болтали, будто бы эта серьезная миловидная девушка была влюблена в цесаревича Павла Петровича.
Императрицу задевала холодность фаворита. Однажды она предложила ему объясниться, и тот решил ухватить удачу за рога – а вдруг выйдет? Александр Дмитриев-Мамонов сообщил, что давно восхищён другой дамой и готов жениться на княжне Щербатовой. Буквально сейчас же. У Екатерины задрожали руки. «Слезы текли тут и потом в своих комнатах потоками», - вспоминал современник императрицы. Потребовали явиться и княжне. Почти четыре часа шел разговор за закрытыми дверями. И потом назначили свадьбу.
Был такой обычай – фрейлин своих императрица готовила к свадьбе сама. Помогала украшать прическу бриллиантами (я писала об одной такой истории в своей статье). На этот раз Екатерина так нервничала, что движения выходили дёрганными, и она столь сильно дернула волосы Щербатовой, что та закричала.
Свадьбу сыграли 1 июля 1789 года. «Праздник был тихим», - написал статс-секретарь. Новобрачным императрица подарила 3 тысячи душ крепостных и 100 тысяч рублей. И велела на следующий же день уезжать из Петербурга. Фрейлина Шкурина должна была также оставить Двор.
Фаворит опешил. Он был уверен, что все прекрасно сложилось: его отпустили, женили… Но, оказывается, Екатерина не простила! И его карьере конец! Дмитриев-Мамонов начал слать государыне письма, но та лишь горько смеялась: «Совершенно с ума сошел!».
Спустя год отставной фаворит снова попытался заявить о себе. И опять последовали пачки писем: «Возможно ли, чтобы я нашел случай доказать… ту привязанность…к особе вашей… которая только с моей жизнью кончится». Шептались, будто бы в Москве вся любовь «Сашеньки» к княжне Щербатовой сошла на нет, он окружил себя портретами Екатерины и проводил часы, беседуя с ними, будто бы с живой императрицей. Возможно, это придумали для государыни? Как знать. Однако ей в то время положение Дмитриева-Мамонова было уже неинтересно. У неё появился "новенький", Платон Зубов.
Неблагодарный фаворит «Сашенька» умер в сорок с небольшим, в 1803 году. Ко Двору его больше не вызывали. У него остался сын от княжны, Матвей, который впоследствии прославился тем, что отказался присягать императору Николаю I и был объявлен сумасшедшим. Эта ветвь рода Дмитриевых-Мамоновых на нём и пресеклась.
А фрейлина Шкурина, помните? Верная помощница влюблённых покинула свет и ушла в обитель. Её домом стал Рождественский монастырь в Твери, где она жила под именем «сестра Павлия». Возможно, в память о том, к кому она сама когда-то питала очень сильные чувства.
#наука #история россии #фавориты #женщины #знаменитости
Подписывайтесь на канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!