Уж совершенно точно не предлагал им управлять государством….
Для начала немного лирики. После Октябрьской революции 1917 года большевики в достаточно сжатые сроки осуществили слом государственно-правовой машины России. Основываясь на идеологических догмах марксизма и стремясь к построению «диктатуры пролетариата», В. И. Ленин и его соратники в корне изменили принципы формирования кадрового состава органов государственной власти.
Для понимания того, как формировались высшие и, соответственно, нижестоящие органы власти, достаточно обратиться к списку первых членов Совнаркома,– например, нарком внутренних дел А. Рыков даже не закончил гимназию, нарком труда А. Шляпников отучился в начальной школе всего три класса, ни один из членов триумвирата, возглавлявшего наркомат по военным и морским делам (В. Антонов-Овсеенко, Н. Крыленко и П. Дыбенко) в Русской императорской армии даже не имел офицерского звания. По сути, высшее образование было только у наркома просвещения - А. Луначарского, В. Ленин, учившийся в Казанском университете, не закончил обучение. Иными словами, воспетый Интернационалом принцип «кто был ничем, тот станет всем» нашел свое прямое отражение и в порядке формирования управленческого аппарата. На первое место вышли не профессиональные качества, а преданность «делу Революции» и отнесенность к ранее угнетаемым классам.
При этом очевидно, что большевики все же не были идеалистами (можно жестче - они не были идиотами) и прекрасно понимали – только лишь рабочие и крестьяне априори не смогут обеспечить надлежащее функционирование властного аппарата. В. Ленину часто приписывают высказывание о том, что «каждая кухарка может управлять государством», из чего делается вывод, что советская власть в принципе игнорировала принцип профессионализма при формировании бюрократического аппарата. Однако, высказывание про «кухарок» в действительности звучало несколько иначе – «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством…Но мы ... требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».
Иными словами, большевистский принцип формирования государственного аппарата в действительности был достаточно сложным – с одной стороны, к управлению надлежало максимально широко привлекать «бедноту», с другой стороны, присутствовало четкое понимание того, что без дореволюционных чиновников, в том числе имевших «знатное» происхождение, новая власть в любом случае обойтись не сможет. От таких чиновников требовалось одно – признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Например, каждый, знакомый с историей Первой мировой войны, слышал выражение «Брусиловский прорыв», осуществленный Русской императорской армией под командованием генерала А.А. Брусилова в июне 1916 года на Юго-Западном фронте. При этом, после Октябрьской революции, А.А. Брусилов поступил на военную службу в РККА, где возглавлял Особое совещание при главнокомандующем всеми вооружёнными силами РСФСР, основной задачей которого была выработка стратегии развития Красной Армии.
Таким образом, несмотря на слом бюрократического аппарата России, большевики приняли на вооружение новые принципы его формирования, поставив во главу угла рабоче-крестьянское происхождение чиновника и его поддержку идеалов социалистической революции. При этом доступ к государственной службе в целом не был закрыт для тех представителей ранее привилегированных сословий, кто принял и поддержал революцию. И уж точно Ленин не предлагал заменить весь госаппарат кухарками…
Была ли опричнина "террористической деспотией" или оберегом от Смуты - здесь
Как Петр I разводил не только картофель, но и коррупцию - здесь
Почему Хрущев не был главой Советского Союза, а Подгорный был - здесь