По статистике прошлых лет, это задание одно из тех, в которых чаще всего выпускники допускают ошибки. Сдающие экзамен по литературе справляются с этим заданием гораздо успешнее остальных, и это очевидно.
Хорошо, что экзаменационные задания систематичны. Это значит, что знаний определённых языковых групп и средств, которые в эти группы входят, нам будет достаточно, чтобы успешно выполнить это задание. Необходимо будет только запомнить эти группы и их составляющую.
Итак, начнем:
1 ГРУППА. ТРОПЫ. В основе тропов лежит переносное значение слов.
l Сравнение
То, что сравнивают/то, с чем сравнивают
l Метафора/развернутая метафора
Скрытое сравнение. Перенос признаков одного явления на другое.
l Олицетворение
Перенос признаков живого существа на явления природы.
l Метонимия
Одно слово заменяется другим по смыслу. (Все флаги в гости будут к нам/ флаги=страны)
l Эпитет
Скрытое сравнение. Образное определение (чаще всего прилагательное).
l Гипербола
Чрезмерное преувеличение.
l Литота
Преуменьшение.
l Ирония
Притворное название большого маленьким/ глупого умным/т.д.
2 ГРУППА. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.
l Синонимы (в т.ч. контекстные)/антонимы (в т.ч. контекстные)
l Экспрессивная лексика
Слова выражающие иронию, шутку, ласку, фамильярность.
l Слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами
l Разговорная лексика
l Просторечные слова
l Книжная лексика
l Устаревшая лексика
l Неологизмы
l Авторские слова
l Диалектизмы
l Фразеологизмы
3 ГРУППА. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ.
l Лексический повтор
l Эпифора
l Анафора
l Антитеза
Противопоставление.
l Градация
l Цитирование
l Парцелляция
Членение одного связного предложения на маленькие части.
l Вопросно - ответное изложение
Автор задаёт вопросы и сам же на них отвечает.
l Риторический вопрос/восклицание/обращение
l Синтаксический параллелизм
4 ГРУППА. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.
l Односоставное предложение
l Вопросительное предложение
l Восклицательное предложение
l Ряды однородных членов
l Вводные слова
l Обращения
l Уточняющие конструкции
l Сравнительный оборот
5 ГРУППА. ФОРМЫ РЕЧИ.
l Диалог
l Монолог
( но в ЕГЭ обычно бывает только диалог)
Напомню, что мы решили провести своего рода эксперимент, который заключается в том, чтобы собрать как можно больше репетиторов в одном месте (на данный момент этим местом будет являться наша беседа Вконтакте). Делается это с целью обмена учениками в первую очередь. Также возможен обмен информацией с коллегами из разных регионов, опытом, советами и так далее.
Контакты для перехода указаны ниже.
Наша беседа Вконтакте для всех