Найти в Дзене

Третий курс Луганского медуниверситета

Доброго времени суток всем. Увлекательный (для меня уж точно) рассказ об учёбе в университете продолжается. На очереди третий курс – экватор нашего обучения.

Начиная с 5 семестра, начинается непосредственная профессиональная подготовка. В дело вступают «тяжелые» дисциплины вроде фармакологии, аптечной и промышленной технологии лекарств. Получив базовые знания по основным предметам, студенты углубляются в специализацию. Расскажу несколько историй по каждому предмету.

Фармакогнозия. Для непосвященных это дисциплина, изучающая применение лекарственных растений в медицине и фармации. Наука чрезвычайно интересная. Если так посмотреть, то любую травинку можно использовать в медицинских целях. Главное, знать как именно и не навредить.

Главным и единственным фармакогностом на кафедре фармхимии была на тот момент Тернинко Инна Ивановна. Человек, увлеченный своим предметом и умеющий заинтересовать им других. Её лекции было приятно слушать, а на практических занятиях не скучно находиться. Помню, изучая эфирные масла, мы зажигали аромалампу и наслаждались запахами лимона и кипариса.

К чести кафедры, в плане материала для изучения были практически все травы. Даже не так, все исследуемые органы. Вот тебе лист подорожника, корень валерианы, цветки ромашки и многое другое. Все можно было пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Благодаря такому подходу, даже совсем тупые студенты могли отличить растения друг от друга. Сложнее давались латинские названия, но тут выручало ассоциативное мышление. А иногда и просто зубрёжка.

На фармакогнозии со мной случилось аж два забавных случая. Первый связан с грецким орехом. Всю жизнь Володя был уверен, что в орехах содержится йод, очень много йода. Оно-то так, но где именно он содержится? В зелёной кожуре, но никак не в ядрах грецкого ореха. Сердцевина плода этого дерева богата на совсем другие полезные вещества. Вот такой конфуз. Зато запомнил на всю жизнь.

Вторая оказия была при изучении алкалоидов. Опять-таки, ранее аксиомой был факт, что кофе и какао делаются из одного растения. Каково же было удивление, когда оказалось, что это совсем разные представители флоры. Кофе – это кофе, какао – это какао. Помню, своим незнанием я здорово рассмешил преподавателя и коллег. Ну а чего, порой мы уникальные тупицы.

Шкаф с практическим пособием по фармакогнозии
Шкаф с практическим пособием по фармакогнозии

О практике по фармакогнозии я уже подробно рассказывал. Но интересным был еще и экзамен по этому предмету. Он являлся практически ориентированным. В экзаменационном билете три вопроса. Первый – теоретический, где следовало раскрыть химическое строение одного из классов веществ, рассказать, где они применяются. Второй вопрос – гербарий, которому просто присвоен номер. Из каталога выбираешь растение, идентифицируешь его, а далее по накатанной дорожке: ареал произрастания, действующие вещества, показания к применению. Вопрос под номером три – лекарственное растительное сырье. Снова без подписи, только номер. Экзамен сложный только на первый взгляд. Похожих между собой растений мало, как и ЛРС. Запоминаешь исключения, а там уже проще. Я справился с заданиями без затруднений.

Теперь расскажем о дисциплинах кафедры технологии лекарств. Третий курс подарил нам аптечную и промышленную технологии лекарств. Как видно из названия, в первом случае мы изучаем приготовление препаратов в условиях аптеки, во втором – на большом фармацевтическом заводе.

Аптечная технология лекарств почему-то запомнилась больше. Она сложнее чисто технически. Микстуры, растворы, мази, свечи: лекарственных форм великое множество. Нюансов огромное количество, которые обязательно нужно учесть. Плюс расчёты, с которых все и начинается. Сколько там коэффициентов, поправок, погрешностей. Невольно посочувствуешь тем фармацевтам, кто работал в рецептурном отделе. Хотя, при наличии опыта все действия уже проводятся автоматически.

На аптечной технологии лекарств мы впервые воспользовались знаниями, полученными двумя курсами ранее. Органика, неорганика, аналитическая химия, здесь играют очень важную роль. Лично видел, как коллегам послабее было тяжело вникнуть в предмет. Тут сам иногда пасовал. Дополнительным ограничивающим фактором являлось понимание, что в реальной жизни эти знания использоваться не будут, в производственные аптеки идти никто не планировал. Но надо, значит надо.

Учебная комната кафедры технологии лекарств
Учебная комната кафедры технологии лекарств

За преподавателя отдельно скажу несколько слов. Тимченко Андрей Юрьевич, совсем недавно он был выпускником факультета, а теперь стал полноценным учителем. Моё мнение, он хотел быть строгим, а являлся надменным. Частично понимаю, комплекс молодого преподавателя. С другой стороны, такие люди должны понимать студентов, ведь сами были такими два-три года назад. Соответственно, смысл грузить вещами, которые нам не пригодятся. Есть экзамен, на него нужно знать то, то и то. Всё, остальное отбрасываем за ненадобностью. В оправдание скажу, что к концу обучения сердце Андрея Юрьевича оттаяло, и он относился к студентам гораздо лучше.

Запомнился и лектор по этой дисциплине, Кучеренко Наталья Васильевна. За характерное произношение среди студентов она имела прозвище Суспензия (только это большой секрет, ха!). Манера её преподавания в экспрессивной манере сначала удивляла, а потом умиляла. А как она относилась к студентам! Сегодня – злая выдра, завтра – добрейшей души человек. На какое настроение попадёшь. Равнодушным точно не останешься.

По промышленной технологии, кстати, учитель был тот же, Андрей Юрьевич. Он же читал нам лекции. Точнее, показывал на проекторе. С ПТЛ (общепринятая аббревиатура) было много проще, чем с АТЛ (еще одна общепринятая аббревиатура). Дисциплина большей частью обзорная, чем практически применимая. Задач минимум, в основном описание технологических процессов и оборудования. Хотя и для общего развития полезно, особенно мужчинам с технической жилкой. Сколько там всяких реакторов, мешалок и трубопроводов. Интересно!

Проходной дисциплиной третьего курса являлась биохимия. Запомнилась она мне только циклом Кребса со скачущей АТФ, и странной сдачей экзамена. В остальном же – мимо, все мимо. Всё-таки это предмет больше интересный медикам, чем фармацевтам. У нас своих химий полно.

Третий курс, а точнее его второй семестр, подарил нам начало курса фармакологии. О кафедре фармакологии по университету ходили легенды. Главным образом, из-за заведующего, очень странного и страшного дядьки. Считалось, что если студент успешно сдал экзамен по фармакологии, то он по любому закончит университет. Это была некая реперная точка, после которой можно было немного выдохнуть и расслабиться. На самом же деле многое зависело от студента. Учи, получай хорошие отметки в течение года, и даже самый строгий экзаменатор в плохом настроении тебя никогда не завалит. Со мной так и случилось. Да, от стресса свой билет я промямлил еле-еле, но свою «хорошо» получил. Ура, свобода попугаям!

По окончанию третьего курса, помимо практики по фармакогнозии, был еще и выезд на фармацевтический завод. Даже два выезда. В Луганске имеется фармацевтическая фабрика, где изготавливают растворы и настойки. Она курируется местной коммунальной аптечной сетью. Отдельное юридическое лицо – фармацевтический завод. Были на обоих предприятиях. На фармфабрике удалось посетить производство, посмотреть на конвейерные и упаковочные линии, заглянуть в закулисье ОТК. Интересный опыт, мне понравилось. С заводом получился облом, в цеха нас не пустили. Зато рассказали много других интересных вещей. Почему-то запомнилось слово «драг-мастер-файлы» (drug-master-files). Что это такое? Фармацевтические заводы в Украине производят сырье в редких случаях, и только если они совмещены с химическими производствами (как в Одессе или Горловке, например). Почти всегда таблетки или другие лекарственные формы изготавливаются из субстанции, полученной от сторонних производителей. В 90% случаев это химические заводы Китая или Индии. Сопроводительной документацией к мешкам с фармацевтической субстанцией и являются драг-мастер-файлы. Это некий сертификат качества. Кстати, у наших заводов были очень серьезные претензии к азиатским производителям сырья. Часто случалось, что заявленное в бумагах не соответствовало действительности. Скандалы, разорванные контракты… Правда, в последнее время качество подросло и откровенной гадости никто не присылает.