В этот раз по теме тульского транспорта я подыму необычную тему - с каких улиц или их фрагментов города ушел пассажирский транспорт. Да, несмотря на то, что автобусная сеть города оказалась расширена имеется некоторое количество улиц, где ранее было движение городского транспорта, а ныне оно отсутствует.
Начнем с троллейбуса. В советские годы машины маршрутов номер 4А и 6 курсировали от станции Южной и Московского вокзала до Аэропорта соответственно. Аэропорта в Туле не стало, движение троллейбусов маршрута 4А было прекращено, а с 1999 года машины 6 маршрута пошли в Горелки. Ответвление до Аэропорта разобрали, а в здании аэровокзала был открыт торговый центр "Пенаты". В середине 2000-х годов ветку восстановили, были запущены маршруты 3 (фактически по трассе прежней 6) и 9 (новый маршрут от станции Южная), но продолжалось это недолго, тройку пустили до Малых Гончаров, а девятка некоторое время еще походила, только уже до Трамвайного депо. Впрочем недолго, с той поры движение на этом участке не осуществляется. Ушел троллейбус и с улицы Металлистов, это участок первой тульской линии, построенной в 1962 году. В советские годы существовал маршрут номер 3, курсировавший от площади Челюскинцев до Малых Гончаров, правда в 1988 году маршрут изменили и движение по ул. Металлистов на время было прекращено. Регулярное движение вернулось на улицу Металлистов в 1994 году, когда третий маршрут связал площадь Челюскинцев теперь уже со станцией Южная. Но и этот маршрут долго не продержался, через несколько лет регулярное движение на улице Металлистов было прекращено, но еще долгое время туда заезжали троллейбусы, делающие короткие рейсы, для иных целей. Окончательно история линии закончилась в 2017 году, когда улицу Металлистов перевели в разряд пешеходных.
Однако, по улице Металлистов во времена СССР и в 90-е годы курсировали не только троллейбусы, но и автобусы.
Вот тут мы перешли к автобусам. Перед распадом СССР действовало 23 городских маршрута, в настоящее время городских муниципальных маршрутов 28. Казалось сеть маршрутов расширена, но следует заметить, что автобус пришел в бывшие поселки, а также некоторые части бывшего Ленинского района. Если брать еще коммерческие маршруты, то рост сети более заметен, так так помимо муниципальных действует еще примерно 25 коммерческих маршрутов. Итого общее число автобусных маршрутов выросло с 23 до почти 50.
Но даже при таком росте сети имеются улицы Тулы, где прекращено движение автобусного транспорта. Про улицу Металлистов уже сказано выше, по ней ходили автобусы маршрутов 3,4,5. Их путь пролегал также по улице Менделеевской. Существовал автобусный маршрут 22, который замысловатым образом связывал Московский вокзал с ул. Новомосковская, он проходил по Красноармейскому проспекту, ул. Лейтейзена, Пушкинской, проспекту Ленина, ул. Станиславского, ул. Рязанской. Список приведен не случайно - полностью прекращено движение городского общественного транспорта по улицам Лейтейзена и Пушкинской, уже ближе к нашим временам здесь вместо автобуса работала маршрутка под номером 29, которая связывала 12 проезд в Мясново с Педуниверситетом, но и ее век оказался недолгим. Кстати, это единственный маршрут городского транспорта, который проходил по ул. Николая Руднева от перекрестка с ул. Станиславского до впадения ее в проспект Ленина. Отсутствует на данный момент и движение городского транспорта по ул. Станиславского от проспекта Ленина до Городского переулка.
В годы СССР от Малых Гончаров до Пивкомбината курсировал автобус маршрута номер 8. В сторону Мясново маршрут пролегал среди прочего по улицам Мосина и Федора Смирнова, и если по улице Федора Смирнова общественный транспорт курсирует (маршрут автобуса 38), то с улицы Мосина он ушел. В 2000-е годы автобус восьмого маршрута был возрожден, но курсировал он в обе стороны через Красноармейский проспект. Ныне маршрут не существует.
Ушел городской транспорт и с улицы Дульная (старая версия маршрута 7), а по улице Курковой он курсирует только в дачный сезон в выходные, праздники и среду (маршрут 11А "ул. Луначарского - Некрасово").
Больше не курсирует общественный транспорт и по улицам Индустриальная и Замочная (маршруты 5,12,21 в версии 1990 года).
Канал "ПАНТОГРАФ". Фото автора и из свободного доступа сети "Интернет".
Другие материалы канала о транспорте Тулы:
Туляки негодуют из-за закрытия троллейбусного маршрута номер 11
Как пополнялся трамвайный парк Тулы после распада СССР
Обнаружил первый снимок тульского трамвая