Бюджетирование является необходимым элементом управления предприятием, и здесь важно не допустить ошибок при подготовке бюджета, учитывая стратегию развития бизнеса. Руководитель департамента МСФО и управления учета «Правовест Аудит» (занимает 17 место RAEX) Любовь Резникова рассказала Realist Media, как составить бюджет на будущий год, учитывая опыт неопределенности 2020 года.
Что нужно сделать перед составлением бюджета?
Для того, чтобы приступить к планированию годового бюджета, необходимо подготовиться. Во-первых, утвердите стратегические планы предприятия приказом руководителя (например, развитие новых направлений бизнеса с учетом опыта 2020).
Во-вторых, нужно определить состав бюджетного комитета приказом руководителя (центры ответственности и конкретных лиц). Затем я рекомендую утвердить формы бюджета предприятия и инструкции по их заполнению (например, совокупность форм: «Бюджет доходов и расходов», «Бюджет баланса», «Бюджет движения денежных средств»). И наконец, необходимо определить сроки подготовки годового бюджета.
Каждая компания в зависимости от специфики своей деятельности и способов построения управленческого учета выбирает собственную модель бюджетирования. Однако, можно выделить общие тенденции при составлении бюджета на 2021 год. Основные коррективы по сравнению с прошлым годом вносит COVID-19, поэтому следует не только опираться на фактические затраты 2020 года, но и учитывать условия неопределенности, связанные с пандемией.
Бюджет доходов. Этапы формирования продаж (доходов)
Это важнейшая часть в формировании бюджета на будущий год. В первую очередь стоит проанализировать динамику продаж 2020 года. После этого рекомендую разработать план продаж на 2021 по номенклатурным группам (прогнозные объемы реализации и отпускные цены с учетом детализации по покупателям). Не забудьте убедиться, что план продаж содержит выручку без НДС (для предприятий-плательщиков НДС).
Также стоит заложить возможные колебания курсов валют, учесть уровень инфляции и влияние пандемии (возможны задержки платежей со стороны контрагентов, снижение выручки). После всего проверьте форму бюджета на арифметические ошибки.
Опыт 2020 года показал снижение покупательской способности, поэтому один из сценариев, которые следует рассмотреть – это сценарий падения доходов.
Ситуация может быть откорректирована путем переориентации на другие категории покупателей, для чего предприятию следует провести анализ групп. Также драматическая ситуация связана с производственными предприятиями и организациями, оказывающими услуги в области туризма. В противовес можно рассмотреть развитие иных направлений бизнеса, в частности 2020 год показал активное увеличение доходности интернет торговли, службы доставки и онлайн услуг. Таким образом, при формировании стратегических планов развития предприятия следует ориентироваться на ситуацию в стране и мире, и, возможно, корректировать направления бизнеса.
При формировании бюджета необходимо запланировать доходы, которые предприятие ожидает получить в 2021 году. При бюджетировании доходов рекомендуем, в том числе, проанализировать:
- структуру продаж (направления бизнеса, номенклатурные группы, группы покупателей);
- динамику продаж прошлых периодов;
- динамику цен.
В бюджете на 2021 при анализе цен также необходимо учесть инфляцию (официальные данные публикуются на здесь и здесь). Для предприятий, которые занимаются экспортом-импортом, необходимо учесть изменения курсов валют, так как предприятие может понести убытки из-за колебания курсов (информацию можно посмотреть здесь). То есть предприятие должно проанализировать валютные риски и, возможно, прибегнуть к договорам хеджирования.
Как показала практика 2020 года, для многих предприятий с ВЭД возникла ситуация, когда груз простаивал на таможне из-за закрытия границ и ситуации с коронавирусом, что привело к потерям. Таким образом, при планировании бюджета на 2021 необходимо учесть негативный опыт развития событий, и возможно искать поставщиков на территории РФ.
Производственные предприятия в 2020 году пострадали в наибольшей степени из-за простоев. Для их бюджетирования необходимо спрогнозировать продажи с учетом конъюнктуры на рынке (при неверном прогнозе будет завышен и план производства) оценить остатки готовой продукции на складах, а также возможность закупки необходимого сырья и материалов, чтобы не допустить дефицита или переизбытка сырья. Следует также оценить производственные мощности, трудовые и финансовые ресурсы. Ошибка в данном разделе повлечет за собой невозможность выполнить план производства и, как следствие, срыв поставок продукции покупателям.
Бюджет расходов
Этапы формирования затрат (расходов) можно разделить на семь шагов. Во-первых сформируйте структуру затрат исходя из опыта 2020 года, при этом при составлении бюджета нужно учесть регулярность затрат и влияние пандемии (возможно формирование дополнительных резервов).
Не забудьте уделить особое внимание статьям, связанным с IT (в силу специфики удаленной работы сотрудников и консультантов), с рекламой (для продвижения товара в условиях снижения спроса). Учитывайте налоговую нагрузку и колебания курсов валют и уровень инфляции. После всех этих шагов проверьте форму бюджета на арифметические ошибки.
В зависимости от системы управленческого учета на предприятии и методики формирования бюджетов существует много вариантов расчета будущих расходов (затрат). Например, если затраты на логистику и хранение существенны – следует сформировать отдельный бюджет данных расходов. Как правило, бюджет на административно-хозяйственные расходы составляют на основе заявок подразделений. Бюджет на оплату труда персонала – исходя из стратегии бизнеса, c использованием данных службы персонала и бухгалтерии.
2020 год был ознаменован тем, что предприятия перевели часть сотрудников на удаленную работу. В данном случае ряду предприятий удалось сократить расходы на аренду. Одновременно с этим возникли трудности в работе с персоналом. Поэтому крайне важно обратить внимание на кадровый учет и желательно осуществить кадровый аудит, что позволит избежать ошибок и штрафов со стороны работодателя.
В 2021 году стоит особое внимание уделить расходам на IT департамент, который обеспечит доступ сотрудников и внешних консультантов к базе данных. Также не будет излишним уделить повышенное внимание программному обеспечению бизнеса.
Еще одна важная статья расходов для 2021 года – расходы на маркетинг и рекламу. Предприятия вынуждены бороться за клиента, и в силу того, что активная реклама способствует продажам, следует уделить пристальное внимание данной статье. Распространенной ошибкой является формирование бюджета расходов на рекламные мероприятия в пик сезона (при сезонной деятельности). Следует откорректировать бюджет за этот период.
Особое внимание следует уделить и налоговой нагрузке. В 2021 году не планируется изменение ставок по налогу на прибыль (20%). НДС и прочие косвенные налоги при составлении бюджета не учитывают. Что касается налогов на ФОТ, ставку следует взять 29%-30%.
Распределяется она следующим образом:
- в ПФР 22 % до достижения предельной величины. В 2020 году предельная величина составила 1 292 000 руб;
- в ОМС 5,1 %;
- в ФСС 2,9 % до предельной величины. В 2020 году предельная величина по ФСС составляла 912 000 руб.
При бюджетировании расходов следует анализировать:
- структуру расходов/затрат (необходимо разработать структуру статей бюджета и определить состав расходов по центрам финансовой ответственности)
- регулярность затрат (к нерегулярным затратам можно отнести, например, дью-диллидженс)
- прошлый опыт с корректировкой на будущее
В заключение следует отметить, что бюджетирование является неотъемлемой частью эффективного функционирования предприятия, и следует особое внимание уделить назначению ответственных за формирование бюджета лиц. Также использовать мировой опыт в выборе модели бюджетирования, учитывая специфику конкретного предприятия.
Читайте также: для чего руководителю self-marketing?