Скажу сразу: написать эту статью (причём в нескольких частях) меня простимулировал комментарии к одной из моих статей, где первоначально вся история про "Выйти замуж" была обозначена как два действия: "Найти" и "Охмурить")))) (Ну и немножко тренинги по основам проектного управления, которые я сейчас веду).
Немного вводных.
Проект - это комплекс мероприятий, у которых есть цель, есть бюджет, есть ограниченный срок. И есть элемент новизны и уникальности.
Откуда берутся проекты?
Чаще всего из проблем, которые нужно решить.
В целом работа с проектом включает в себя пять основных групп процессов.
- Процессы инициирования (проект нужно начать).
- Процессы планирования (нужно запланировать задачи, ресурсы, сроки и пр.).
- Процессы исполнения (запланированные задачи нужно сделать).
- Процессы контроля (нужно следить, чтобы всё выполнялось в срок).
- Процессы завершения.
2, 3, 4 пункты цикличны. Запланировали - сделали - проверили - откорректировали план - сделали - проверили - откорректировали план - ну, вы поняли.
Процессы инициирования.
Иногда говорят, что в этой части проекта нужно только принять решение о старте проекта. Но это не совсем так.
- Нужно найти проблему,
- обозначить цель проекта, который её решит,
- понять, насколько цель достижима,
- на основании этого понять, начинать проект или нет,
- если да - назначить руководителя проекта и определить заинтересованные стороны,
- и уже после этого стартовать.
Теперь про "замуж".
Предположим, у нас есть заказчик проекта: Мария, женщина 35 лет.
Проблема найдена: отсутствие мужа.
Формулируем цель проекта.
Цели проекта часто смартуют (описывают по методике SMART, если что - про неё и другие детали в постановке целей есть отдельная статья). Мы сделаем также.
Цель:
До 31.12.2021 получить на руки свидетельство о регистрации брака с мужчиной до 45 лет, ростом от 170 до 190 см, весом не более 90 кг, который нравится Марии, и которому нравится Мария (решение оформить отношения обоюдное).
Определяем достижимость цели.
На реализацию проекта есть 1 год и 1 месяц, чисто технически этого срока достаточно. Заказчик проекта при росте 165 см весит 55 кг, занимается спортом, имеет хорошее здоровье, привлекательна внешне, - то есть внешних причин посчитать цель недостижимой у нас нет.
Принимаем решение - начать проект!
Назначаем руководителя проекта: в данном случае заказчик проекта Мария одновременно будет являться и руководителем проекта (так бывает скорее редко, чаще это разные люди).
А кроме руководителя, чуть позже в проекте появятся исполнители и, возможно, спонсор (куратор).
Определяем заинтересованные стороны.
А вот здесь уже интереснее. Потому что если мы хотим, чтобы проект был реализован корректно, стоит заполнить матрицу заинтересованных сторон проекта.
Она может выглядеть так:
То есть в ней все заинтересованные лица (и структуры) распределяются по двум критериям:
- Насколько их затронет реализация проекта, или уровень заинтересованности - высокий или низкий.
- Насколько они могут повлиять на его течение и исход, или уровень власти - высокий или низкий.
Заполняем матрицу.
1. Ключевые игроки: лица и структуры, у которых высока и степень заинтересованности, и степень власти.
У Марии в эту зону попадает будущий муж (реализация проекта однозначно затронет его максимально, и именно у него есть власть принять окончательное решение о регистрации брака/отказе).
В разных вариациях в эту же зону могли бы попасть:
- мама Марии (если имеет большую власть в принятии решений за неё),
- лучшая подруга (если Мария все ключевые решения согласует с ней),
- родители будущего мужа (если он не принимает решения о браке сам),
- духовник (если он одобряет важные решения Марии) и т.п.
Но наша Мария дама самостоятельная, поэтому в её случае там только будущий муж, и это значит, что основное влияние ей важно будет направить именно на него.
2. Лица и структуры, заинтересованность которых высока, но власть низка.
У нашей самостоятельной Марии здесь как раз:
- лучшая подруга (она давно замужем и очень хочет, чтобы Мария также вышла замуж),
- родители Марии (ждут - не дождутся внуков, но уверены, что им стоит появляться только в зарегистрированном браке),
- вероятнее всего родители будущего мужа,
- работодатель Марии (который очень просит её не уходить в декрет, а брак - очевидный к этому шаг).
Это люди, которых Марии нужно информировать, снимать страхи и использовать в качестве поддержки своих действий.
Если глянуть шире, то в этот же блок попадают свахи и брачные агентства, свадебные фотографы-видеографы-стилисты-визажисты, рестораны, event-агентства, магазины свадебной моды и прочие люди и структуры, которым выгодно, чтобы люди (в том числе Мария) организовывали свадьбы. Но власти на это повлиять у них нет.
Кстати говоря, и они на определённых этапах проекта тоже могут стать поддержкой.
3. Лица и структуры, у которых, наоборот, низка заинтересованность, но высока власть.
Сюда попадает государство. Ему, конечно, всё равно, зарегистрирует Мария брак или нет, но, к примеру, при объявлении новой волны пандемии ЗАГСы будут закрыты и регистрации брака отменены (то есть власть высока).
По матрице нужно понимать и удовлетворять потребности этой группы лиц.
Однако когда мы говорим про государство (представительства властных структур), речь скорее чуть про другое:
- личные знакомства в нужных местах (которые позволят обойти запреты и зарегистрировать брак),
- или понимание внутренних механизмов (например, какие справки нужно собрать, чтобы регистрация брака случилась в любом случае).
4. Лица и структуры, у которых низкой является и заинтересованность и власть.
К примеру, троюродная тётушка Марии, которая и не интересуется её семейным положением, и не имеет никакого влияния.
Возникает вопрос: а надо ли тогда вообще заниматься этой группой? Планировать какие-то действия по отношению к ней (не тётушке, а группе) не стоит, а вот поглядывать в их сторону да. Потому что эта группа вроде бы равнодушных лиц может быть использована кем-то из других групп с целью усиления своего влияния.
Процессы инициирования на этом завершены.
Буду рада вашим комментариям)