Экономическая ситуация в России продолжает планомерно ухудшаться.
2021 год в мире пройдет под знаком гуманитарной катастрофы, которую вызвала пандемия коронавирусной инфекции. Такой прогноз сделал директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли на специальной сессии Генассамблеи организации. Предотвратить катастрофу мешает недостаток средств — в этом году мировое сообщество потратило на борьбу с пандемией уже 19 триллионов долларов. Проект бюджета на будущий год - дефицитный, расходы превышают доходы. А значит, государство будет компенсировать разницу заимствованиями, в том числе - внешними. Всё это заставляет вспомнить об опасности такого явления, как дефолт экономики.
У резкого ослабления рубля, которое произошло в конце октября 2020 года, было несколько причин. Это и падение цен на нефть, и предстоящие непростые переговоры в рамках сделки ОПЕК+, и напряженное ожидание итогов президентских выборов в США. Но есть и еще фактор, который так или иначе способствует ослаблению российской валюты — стратегический курс на сокращение бюджетного дефицита. Значительную часть доходов федерального российского бюджета составляют поступления от экспорта, и ослабление рубля помогает не только экспортерам, но и Минфину (хоть и не вызывает энтузиазма у потребителей).
Единственная веская причина не тратить накопленные резервы — твердое убеждение монетарных властей, что по настоящему «черные дни» еще не наступили. Высокие риски внешних шоков заставляют соблюдать повышенную осторожность.
Главная причина принятия крайне осторожного бюджета, скорее всего, связана с высокой оценкой риска усиления антироссийских санкций. Выборы в США сильно снижают предсказуемость санкционной политики.
Тем не менее слова экспертов на сегодняшний день обнадеживают:
"Безусловно, мы, к сожалению, не сможем освободиться от негативного влияния всемирного кризиса, но тем не менее в целом есть ожидания, что в следующем году падение не будет таким, как в этом", - заявил представитель Кремля. "Хотя и в этом, собственно говоря, удалось его минимизировать, и в целом мы прошли с наименьшим негативным эффектом в сравнении с целым рядом других стран", - заключил он.