Российский автомобильный рынок из-за не самой благоприятной экономической ситуации в стране остается крайне консервативным: люди здесь очень неохотно готовы покупать машины с какими-то техническими инновациями. Например, если взять трансмиссии, то у абсолютного большинства автомобилистов распространено мнение, что все современные автоматические коробки передач, помимо классических гидротрансформаторных АКПП, крайне ненадежны и проблемны.
При этом практически все ведущие автомобильные концерны постепенно перешли на вариаторы или роботизированные трансмиссии. У обывателей бытует мнение, будто злые и алчные производители делают это специально, чтобы снизить ресурс узла, и заставить потребителя чаще ремонтировать авто или вовсе менять его.
Конечно же, подобная теория заговора не имеет ничего общего с реальностью. Да, конечно, по мере развития автомобилестроения ресурс машин имеет тенденцию к снижению: но связано это в первую очередь с общим усложнением конструкции авто. Если вы возьмете список самых надежных автомобилей или отдельных узлов, то вы быстро поймете, что большинство из них примитивны, как табуретка: там попросту нечему ломаться! Но и высокой эффективностью они не обладают.
Именно поэтому производители и стали массово уходить от классических гидротрансформаторных АКПП. Подобный тип трансмиссии не обеспечивает постоянную оптимальную передачу крутящего момента от двигателя. Каждая ступень АКПП наиболее эффективна в своем узко заданном диапазоне скоростей, но из-за их ограниченности, так или иначе, каждой передачи приходится работать и при неоптимальных для нее скоростях. Отчасти проблема решается увеличением количества ступеней. Так современные АКПП от ведущего японского производителя Aisin имеют уже по 8 ступеней. Но, во-первых, и этого недостаточно, а во-вторых, увеличение количества ступеней делает коробку еще более сложной, массивной и дорогой.
При этом стоит заметить, что и здесь действует принцип, чем проще - тем надежнее: самые ресурсные АКПП — это четырехступенчатые коробки.
В свою очередь это приводит к закономерным последствиям: машина теряет в динамике, а расход топлива заметно увеличивается, что в свою очередь также ухудшает экологические показатели машины. Именно здесь и лежит ключ к ответу на вопрос, почему большинство производителей уходят от гидротрансфоматорных КПП: сегодня идет практически повсеместная борьба за экономичность и экологичность, и другие типы автоматических трансмиссией на голову опережают классику в этом отношении.
Так, к примеру, вариаторная коробка, которая не имеет ступеней в классическом понимании, обеспечивает наиболее оптимальную передачу крутящего момента. Это происходит за счет того, что вариатор позволяет постоянно и очень быстро менять передаточное число, в то время как в классических АКПП изменения передаточного числа происходит от ступени к ступени. Таким образом, двигатель каждый момент времени работает с оптимальным для него передаточным числом, и, соответственно, минимальным количеством оборотов для текущей скорости передвижения. Соответственно, на выходе мы получаем отличную динамику, более низкий расход и, соответственно, меньшее количество выхлопных газов.
То же самое касается и других популярных коробок — DSG: за счет использования двойного сцепления постяонно обеспечивается наиболее оптимальный режим движения
Кроме того, вариаторные коробки гораздо проще в производстве и даже ремонте, в то время как гидротрансформаторные АКПП (особенно современные многоступенчатые) имеют достаточно сложное строение.
Таким образом, говорить о том, что производители специально ставят ненадежные коробки, чтобы вам насолить — попросту не стоит. Автоконцерны сегодня существуют в рамках достаточно жесткой конкуренции, а также в условиях давления экологических норм, что заставляет их создавать наиболее оптимальные типы трансмиссий для современных авто.