Во многих московских магазинах на несколько рублей подорожал хлеб. Кажется, что несколько рублей – это совсем немного, выдюжим. Но 2-4 рубля для буханки – это 10, а то и более процентов. С этой стороны не так уж мало.
Для кого-то рост цен на хлеб покажется удивительным, ведь наши власти заявляют, что по многим продовольственным позициям мы полностью себя обеспечиваем. Более того, в этом году у нас собран рекордный за все время истории СССР и России урожай пшеницы – порядка 88 млн тонн.
Учитывая, что современных мощностей для хранения такого объема зерна у нас просто нет, то пшеница и мука должны бы резко подешеветь в условиях гигантского предложения. Но происходит все наоборот: с середины августа продовольственная пшеница внутри России подорожала почти на четверть.
Этому есть свои причины. Отчасти рост вызван повышением мировых цен примерно на 7% за это же время. Но пик стоимости пшеницы на биржах был достигнут в середине октября, после чего цены потихоньку пошли вниз в связи с выходом на мировой рынок Австралии и Новой Зеландии. Однако в России зерно дорожает и дорожает.
Так что основная причина роста внутренних цен кроется не столько в мировом рынке, сколько в девальвации рубля. Сейчас зерно выгоднее экспортировать за рубеж, нежели продавать внутри страны.
Чем-то это напоминает ситуацию с ценами на топливо, пока государство не придумало так называемый «налоговый маневр». Несколько лет назад, когда цены на нефть росли, нефтяники громко кричали, что продают топливо на внутреннем рынке себе в убыток. Когда же нефть стала падать, то они заговорили о необходимости компенсировать выпадающие доходы от экспорта ростом внутренних цен.
Но ситуация с зерном немного другая – его производство дотируется из бюджета, то есть за счет средств всех налогоплательщиков. А основные сливки снимают даже не сельхозпроизводители, а крупные экспортеры, то есть перекупщики.
Правда, Минсельхоз обещал ввести на первую половину следующего года квоту в объеме 15 млн тонн на экспорт зерна, но буквально на днях прошла информация, что она будет увеличена до 17,5 млн тонн.
С большой вероятностью можно предположить, что зерно будет дорожать. А вслед за ним хлеб, макароны и мясо вместе с птицей и рыбой.
Коров, свиней, кур, индюшек и карпов нужно кормить. Основу же комбикормов составляет зерновая продукция. Так что вслед за кормами подорожает и мясо. Но произойдет это чуть позже. Да, в последние неделю-две перед новым годом взлетят все цены, но после боя курантов опять снизятся.
Дело в том, что сейчас у нас наблюдается переизбыток производства свинины и кур. Более дорогую индейку и говядину покупают все меньше и меньше из-за падения уровня жизни. Но сейчас завершается забой скота как частниками, так и некрупными хозяйствами – кормить скотину зимой просто дорого. Поэтому и предложение превышает спрос. Пока мы это «лишнее предложение» не съедим, крупные хозяйства не смогут сильно задрать цены. Но это обязательно произойдет в феврале-марте.
Более того, из-за перепроизводства той же свинины и кур не исключено, что с рынка уйдут мелкие и средние игроки, что позволит «крупняку» еще больше задрать цены.
Так что все рассуждения о том, что мы живем в рублевой зоне и курс доллара для «отечественного производителя» неважен – это либо популистские заявления политиков, либо совершенно не разбирающихся в экономике людей.
Справедливости ради стоит отметить, что себестоимость зерна в том же хлебе или мясе составляет около 30%. Остальное – это стоимость электроэнергии и тепла, оборудование и логистика.
Вот только остальные позиции у нас также не хотят дешеветь. Электричество почему-то подорожает выше уровня инфляции. При падении цен на нефть традиционно возрастают цены на бензин и солярку. Своего оборудования мы как не производили, так и не производим.
Так что никуда нам от доллара не деться...
Мы всегда рады обратной связи с читателями! Если Вам понравилась публикация - ставьте лайки и пишите комментарии. Не забудьте подписаться на наш канал!