Найти тему
СЮР

Если цена перевалила за 77$ — будет война. Как стоимость нефти влияет на политику России

Оглавление
Российские нефтопроводы на карте Европы
Российские нефтопроводы на карте Европы

Одна из самых интересных и быстроразвивающихся отраслей современной политологии — изучение гибридных авторитарных режимов. К ним можно отнести такие государства, где авторитаризм не проявляет себя полноценно, но наряжается в демократические одежды.

Если в обычном авторитарном режиме выборов бы вообще не было, в гибриде они вроде есть, но работают абы как — результат все знают заранее. Если в классической автократии свобода судов не провозглашается даже теоретически, то в гибридных авторитарных режимах суды тоже вроде как свободны, но функции свои не выполняют.

По сути гибридный режим — это задекорированный авторитаризм. Надеюсь, вы уже догадались, что Россия к подобного рода странам как раз и относится.

В этой статье мы не будем разбираться в основных установках гибридных автократий — это тема для отдельного большого разговора. Наша задача сейчас — понять, как стоимость ресурсов влияет на агрессиновсть авторитарного режима

Как устроена экономика гибридов

Между гибридными режимами и ресурсозависимым странами нельзя поставить знак равно (существуют автократии без ресурсов, и ресурсозависимые страны без авторитарных наклонностей), но связь между ценами на экспортные ресурсы и авторитарными мутациями научно доказана.

Всё дело в том, что в режимах, где демократию имитируют, не может выстроиться нормальный капитализм — получается, что в экономике стран, подобных России, всё тоже фиктивно и фальшиво. Свобода собственности? Да! Но если вы нам не понравитесь, мы вашу собственность всё-таки отберём.

Отсюда проистекает экономическая импотенция подобных режимов: их экономика не может расти сама по себе, а потому проще всего продавать ресурсы и на этом зарабатывать.

Как ведут себя гибриды при изменении цен на ресурсы

Важная ремарка: все закономерности, о которых мы говорим — это только закономерности. Каждый гибрид по-своему сложен, и сказать точно, как он поведёт себя в той или иной ситуации, сложно. Однако мы постараемся. Тут господствует два мнения.

Одно выразил известный политолог Томас Фридман: "существует обратная зависимость между ценой на нефть и уровнем свободы в нефтяных государствах". Чем ниже цена на нефть, тем свободнее будет дышаться. В условиях, когда у режима заканчиваются деньги на покупку лояльности своих граждан, ему приходится поневоле демократизироваться, чтобы его не снесли недовольные избиратели.

Другое мнение — прямо противоположное. Чем ниже цена на ресурсы, тем агрессивнее будет вести себя режим. То есть получается так: цена на нефть падает, покупать лояльность граждан на нефтедоллары режим больше не может, и потому он начинает прибегать к авторитарным инструментам. Пряник сменяется кнутом.

Однако второе мнение в большей степени подвергается сомнению. Как правило, уогда у режима заканчиваются деньги, ему и правоохранителей кормить становится нечем — поэтому они в меньшей степени склонны поддерживать репрессивные затеи прявящего класса. Да и сама власть побаивается: мы сейчас развернём репрессии, а завтра цена упадёт ещё ниже. Что есть будем?

А что со внешней политикой? Зависит ли тут поведение гибрида от цен на экспорт?

Да, зависит, и тут тоже есть свои закономерности. Чем выше цена на нефть — тем более агрессивен гибридный режим. Когда у него появляются лишние деньги, почему бы не откусить что-нибудь у соседа? Это же классно! Граждане счастливы, и думают, что мы великие. Правящие верхушки тоже счастливы — их вотчина разрослась.

Политолог Каллен Хендрикс вывел интересное правило, проанализировав поведение 153 стран-гибридов с 1947 года. Если цена на нефть переваливает за 77$, то страны нефтеэкспортёры становятся агрессивнее по отношению к своим соседям в среднем на 30%. Если цена падает ниже 33$, то агрессивность наоборот снижается.

Выводы

Всё сложно. Предсказывать поведение гибридных авторитарных режимов — задача не простая, однако свои закономерности тут есть. Если цена на ресурсы растёт, режим ведёт себя агрессивнее на международной арене и частенько покупает лояльность граждан за нефтедоллары. Если цена на ресурсы падает, режим поневоле отступает и демократизируется, а во внешней политике ведёт себя необычайно кротко и острожно.

А что вы думаете о поведении гибридных режимов? Замечаете ли вы какие-то закономерности? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Не забывайте также ставить лайки и подписываться на канал, если вам нравится, что я делаю!