Найти в Дзене
Записки фотографа

"Забытая Россия". Как император Николай I "спас" СССР от блицкрига в 1941 году. Все дело в ширине железно-дорожной колеи.

Добрый вечер, мои дорогие любители истории.
Кто из вас знает ширину железно-дорожного полотна в России? Я думаю, что единицы. А знаете ли вы, как эта ширина повлияла в дальнейшем на историю нашей страны?

Все дело в том, что ширина железной дороги у нас отличается от европейской. Благодаря императору Николаю I, во время правления которого и началось строительство Николаевской железной дороги.
На территории континентальной Европы ширина полотна составляет 1435 мм, а в нашей стране и на территории бывших республик СССР (кроме стран Прибалтики) 1520 мм. Николаю I, при утверждении проекта железной дороги в 1843 году, было предложено два варианта ширины жезной дороги: прусский и английский(американский) Я не знаю, был ли он провидцем, но как показала дальнейшая история, его выбор ширины колеи оказался верным. Был выбран английский вариант.

Почему же, спросите вы?
Никакого секрета в этом нет. Император просто-напросто позаботился о безопасности своей страны,за что ему огромная благодарность. Российская империя находилась довольно близко от потенциальных противников: Франции и Пруссии. И еще живы были в памяти события 1812 года, когда Наполеон через территорию Польши вторгся в Россию. Каким бы молниеносным стало его вторжение в нашу страну, если бы уже тогда у нас была построена железная дорога, да еще и по европейскому стандарту?
Думаю, что исход войны кардинальным образом изменился бы. А вот с Англией и США у нас нет и не было сухопутных границ, поэтому переживать по поводу одинаковой ширины железно-дорожного полотна, даже в случае начала военных действий — нет смысла.

битва за Смоленск
битва за Смоленск

Таким образом, до сих пор наша железная дорога отличается от европейской своей шириной и никто менять ее не собирается.
А решение Николая I, оказалось пророческим, когда почти через сто лет в 1941 году Германия напала на СССР, то план так называемого "блицкрига" был сорван не только благодаря стойкости и мужеству советского солдата, но и во многом из-за разницы в ширине железно-дорожных путей. На то чтобы приспособить немецкие поезда для российских дорог, противнику приходилось тратить драгоценное время. Эта передышка помогла нашим войскам перегруппироваться и подготовится к битве под Москвой...

немецкие солдаты на Украине
немецкие солдаты на Украине

А каким образом происходит этот "переход" от Европы к России?

Во времена СССР существовало две межузловые станции, где европейские поезда "переобували" для российских путей. На западной Украине и в Белоруссии. Сейчас по понятным причинам, у России остался только один вариант — Белоруссия. Вся эта операция происходит в городе Брест. Поезд загоняют в специальных цех, где происходит замена колесной тележки каждого вагона: с 1520 мм на 1435 мм и наоборот. Вся операция длится около 1.5 часов. Причем если поезд пассажирский, то во время смены колесной пары все пассажиры находятся на своих местах. Покидать вагоны запрещено.

Конструкция современных поездов позволяет менять колесные тележки довольно просто и быстро, потому что они соединяются с вагонами только штырями. Но и сейчас, в 21 веке никто даже не задумывается о том, чтобы сменить наши "английские" рельсы на "прусские". Во-первых, потому что это будет очень дорогостоящая операция. Придется поменять все рельсы на территории России. Ну а, во-вторых, безопасность нашей страны по-прежнему неразрывно связана с наличием железных/дорожных путей. Наши союзники, как и 200 лет назад, все те же: армия, флот и ВКС. И мы не забываем свою историю.

Спасибо за внимание! С уважением, ваш, Владимир Дроздовский!