Найти тему
От Байкала до Амура...

Юбилей дороги Абакан – Тайшет, названной трассой мужества

Именно сегодня, 9 декабря, исполняется 55 лет со дня подписания акта ввода железной дороги Абакан – Тайшет в эксплуатацию МПС. Эта линия, волею судьбы, в Тайшете соединилась с начальным, еще довоенным БАМом, да и строители с линии Абакан – Тайшет передислоцировались в 1974 году на БАМ. Именно этому посвятил свою публикацию ветеран БАМа Александр Зяблицев.

Со знаменитой «Трассой мужества» Усть-Кут связывают судьбы многих ветеранов БАМа, строительные организации которых к 1974 году были передислоцированы. Со ст. Бирюса (ее эксплуатационники переименовали в ст. Тагул) в Усть-Кут передислоцирован СМП-288 во главе с начальником Григорием Николаевичем Загородним, который назвал новый поселок «Бирюсинка».

Ранее на Коршуниху со ст. Саранчет переехал СМП-289, а десант на Таюру во главе с начальником Петром Петровичем Сахно. Информация о том, что СМП-266 ранее был занят строительством железной дороги Хребтовая-Усть-Илим и переведен из Абакумовки, общеизвестна. Мостоотряд №5 переехал из Абакана, да и в СМП-286 на ст. Лена и СМП-158 в п. Кирзавод переехал не один строитель с линии Абакан-Тайшет.

В июне 1972 г. я проходил практику в Красноярском учебном батальоне ЖДВ, в продолжение практики Военной кафедры НИИЖТа в июле попал на тактико-специальную подготовку по переустройству моста перегона Ирбейская – Коростелево. Мосты на Центральном участке железной дороги Абакан – Тайшет сооружал 105 Отдельный мостовой железнодорожный батальон ЖДВ, в котором служил Владислав Дмитриевич Панкратов.

Вот что вспоминает о том периоде сам полковник ЖДВ.

«Идея строительства железнодорожной линии через Саянские горы появилась еще в середине XIXвека. Проектирование дороги началось только в 1935 году, активизировались с началом Великой Отечественной войны, для чего в октябре 1942 года велись изыскания варианта на Нижнеудинск.

Трагичной оказалась судьба экспедиции во главе с инженером Алексеем Кошурниковым и его товарищами. Об этом стало известно из записки, которую Кошурников написал в последние секунды своей жизни.

Проект строительства дороги был утвержден только в 1959 г., её строительство в 647 км было поручено трем основным подрядчикам:

- Западный участок 0-250 км, тресту «Абакантрансстрой»

- Восточный участок 481- 647 км, тресту «Ангарстрой»

- Центральный участок 250-481 км ЖДВ-Управления И. Матвейкова и И. Егорушкина.

Завершено строительство было 24 января 1965 года, а в декабре 1965 года первая железная дорога в СССР, электрифицированная сразу во время строительства и оборудованная всеми новейшими средствами автоматизации, введена в постоянную эксплуатацию МПС.

Моя биография инженера – строителя мостов началась с этой стройки. По окончании в 1959 году МИИТа мне в числе пяти студентов факультета «Мосты и тоннели» присвоили воинское звание «лейтенант» и направили на службу в Железнодорожные войска.

Прибыл я в поселок Кой, где дислоцировался 105 Отдельный мостовой железнодорожный батальон, задача – строительство сооружений на участке Отроги – Кой – Хабайдак – Мана.

1960 – 1961 годы - строительство ИССО (малые мосты и трубы до 3- х на 1 км). Наиболее трудными были три железобетонных моста длиной более 100 метров через реку Мана.

1962 – 1963 годы – строительство металлических мостов схемой 3 х 55 через Кан и Агул. Монтаж пролетов «на заклепках» шел круглосуточно на высоте до 25 метров.

Вспоминаю сослуживцев батальона: командиров рот Попова Николая, Васильева Михаила, командиров взводов: Королева Б., Буланова Н., Юзефовича Н., Вильцева Ю., Калиновского И. На этой стройке я получил первую награду – медаль «За трудовую доблесть».

У всех нас сформировалась гордость за наши ЖДВ - единственный род войск, который и в мирное время окупает себя и вносит большой вклад в экономику страны.

Стройка Абакан - Тайшет была действительно Всенародной стройкой. Металлурги Нижнего Тагила и Новокузнецка обеспечивали её рельсами, Муромский и Новосибирский заводы - стрелочными переводами, Омск - мостовыми металлоконструкциями, Карбышево - железобетонными изделиями.

А ещё железную дорогу Абакан-Тайшет не случайно называли трассой мужества. Она такой и была."

Ветераны дороги, принимайте поздравление и от Ивана Варшавского, который дарит вам стихи собственного сочинения:

«Не так давно здесь глушь таежная была,

И жизнь тайги своим законом шла:

Гулял хозяином когда-то здесь медведь,

Так было до – осталось бы и впредь.

Но в эту глушь приехал человек,

Он трассу мужества построил здесь навек.

И подвиг тот я повторить готов,

Что совершили Кошурников, Стоффато, Журавлев.

Через тайгу, ущелья, перевалы,

Через болота, реки и увалы,

Блестя на солнце рельсовая сталь,

Уходит вдаль стальная магистраль,

Соединив поселки, села, города,

Здесь непрерывно мчатся поезда.

И эстафетный пламенный привет

Шлет Абакану город наш Тайшет».

— Поздравляю с 55 – летием ввода в эксплуатацию линии

Абакан – Тайшет! Счастья, здоровья, успехов! Особый привет

начальнику Филиала ОАО РЖД В. В. Владимирову, — пишет Герой БАМа.

Спасибо, что читаете)))