Современные историки уверены в том, что этот полоцкий князь не был ни чародеем, ни оборотнем. И что все его обвинения в «ведовстве» — это не более, чем чёрный пиар, заказчиками которого были сыновья Ярослава Мудрого — главные политические противники Всеслава Брячиславича.
Но трудно было бы поспорить с тем фактом, что в жизни полоцкого князя и вправду было немало удивительных событий и загадочных стечений обстоятельств, которые преследовали его буквально с рождения.
Согласно легенде, появление этого человека на свет было связано с некой магией или, как говорили в древней Руси, волхованием. Люди втайне поговаривали, что мать Всеслава Брячиславича родила его не от собственного супруга, а от огненного змия.
Так славяне называли некоего любвеобильного языческого бога, возможно, похожего на дракона в своём истинном облике, который имел обыкновение по ночам заглядывать в светёлки красавиц. Там огненный змий принимал обличье законных мужей и сожительствовал с женщинами. Если в результате такой связи рождался ребенок, он получал от своего отца магические умения, в том числе и способность к оборотничеству.
Но откуда же могли взяться слухи о «божественном» отце полоцкого княжича? Не исключено, что причиной их появления было то обстоятельство, что Всеслав Брячиславич в родился в так называемой «рубашке».
На Руси сам факт появления на свет младенца, окутанного околоплодной оболочкой, считался чем-то сверхъестественным. А уж если это происходило в княжеской семье — тем более. К тому же, далеко не все дети, родившиеся «в рубашке» выживали, так что Всеславу, можно сказать, несказанно повезло.
Волхвы, засвидетельствовавшие, что младенец появился на свет с «язвено» на голове, передали его родителям волю богов: новорожденный княжич должен будет всю жизнь носить часть этой «рубашки» в качестве оберега.
И Всеслав Брячиславич, если верить «Повести временных лет» до конца своих дней действительно не расставался с кусочком нанизанной на нить оболочки, в которой появился на свет.
Но существует другое определение слова «язвено»: по мнению некоторых исследователей, так называлось большое родимое пятно, считающееся у славян меткой нечистой силы. Родители ребенка, а позднее — и он сам, вынуждены были всю жизнь скрывать такую отметину от посторонних глаз.
Скорее всего, родственники княжича поверили в слухи о его сверхъестественном появлении на свет. Иначе, будучи христианами, не стали бы отдавать сына на обучение волхвам-язычникам, которые жили в дремучих лесах.
Там Всеслав Брячиславич прожил несколько лет, обучаясь у наставников искусному владению оружием и прочим премудростям. По слухам, волхвы обучили княжича ещё и основам магии, в том числе - и оборотничеству.
Но это, судя по всему, не более, чем легенда. Безусловно, полоцкий князь за годы обучения у волхвов изучил множество полезных навыков и умений. Но крайне сомнительно, чтобы среди них были чернокнижие, а также умение прикидываться зверем или птицей. Тем более, что официальной наукой так и не было доказано, что человек в принципе способен превращаться в животное: ни по своей, ни по чужой воле.