Статья про первые шаги создания нового цифрового продукта. Будет полезна тем, кто запускает продуктовый стартап: мобильное приложение или сервис.
Мы ответим на следующие вопросы:
- Почему важно знать и применять подход «PMF»?
- Что такое бизнес-гипотеза и зачем она нужна вашему продукту?
- Как понять, что вы всё делаете правильно?
PMF (Product / Market Fit)
Самое неудачное маркетинговое решение, которое может принести убытки вашей бизнесу — это запустить продукт, который никто не хочет и никому не нужен.
Разберем на примере
Компания «Pensi-такси» — диспетчерская служба такси для пенсионеров. Компания разработала мобильное приложение, через которое можно заказывать такси без звонка оператору и использовать промо-коды для накопления баллов. Прекрасно! Но в компании даже не подумали о том, соответствует ли выпускаемый продукт потребностям рынка и их клиентов.
Анализируйте рынок и спрос. У вас может быть отличная идея и качественный продукт, но это не имеет значения, если он не отвечает потребностям клиента и рынка. Вам нужно понять это как можно раньше, еще до того, как вы потратили кучу денег и создали полную версию продукта.
Когда у вас есть продукт-мечта клиентов, удовлетворяющее потребности конкретного рынка – это называется PMF или Product / Market Fit (с англ. «соответствие продукту и рынку»).
Бизнес-гипотеза
Чтобы попасть в PMF, вам нужно сформулировать бизнес-гипотезу вашего продукта для определенного сегмента рынка и целевой аудитории. Для этого спросите себя:
— Кто будет пользоваться продуктом?
— Какие проблемы есть у этих пользователей?
— Как они сейчас их решают?
— Как мой продукт поможет решить их проблему?
После того как первая гипотеза будет сформулирована, создайте минимальную версию продукта (MVP) в его самой простой, но работоспособной форме.
Затем задайте вопросы:
— Люди интересуются моим продуктом?
— Какую обратную связь они мне дают?
Так вы проверите гипотезу и убедитесь, что вы действительно решаете проблемы вашей аудитории (или хотя бы привлекли её внимание). Если нет – у вас появилось то, от чего можно отталкиваться, скорректировать гипотезу или отказаться от неё.
Пример PMF и поиска гипотезы с компанией Airbnb
Airbnb — это сервис для размещения, поиска и аренды жилья по всему миру. Но так было не всегда. Все началось с того, что основатели компании решили сдавать в аренду часть своей квартиры во время городской конференции. Они сдавали места для ночлега вместе с надувными матрасами, а свой сайт назвали Airbedandbreakfast.com (дословный перевод: надувнойматрасизавтрак.com).
Эта инициатива имела успех: рынок и продукт был найден. Но создатели скорректировали свое предложение. Вместо того, чтобы сфокусироваться на сдаче жилья участникам различных конференций, они пошли дальше и поняли, что можно сделать тоже самое, но для путешественников в любой точке мира.
После запуска первой версии сервиса они прислушивались к отзывам своих клиентов. Сократили название до «Airbnb» и стали помогать путешественникам находить всевозможную недвижимость (от комнат до замков и частных островов) в 34 000 городах по всему миру.
Подведем итоги
1. Создавая мобильное приложение или какой-либо веб-сервис, начинайте с поиска бизнес-гипотезы.
2. Экспериментируйте. Не бойтесь корректировать и менять гипотезу до и после запуска.
3. Запускайтесь скорее. Если не уверены, начинайте разработку продукта с создания минимальной версии, постоянно сверяясь с гипотезой. Это позволит избежать больших затрат на первых этапах проверки гипотезы.
4. Зная свой «PMF» (Product / Market Fit), вы создадите цифровой продукт, который нужен рынку и клиентам.
Теория — это хорошо, но теперь настало время попрактиковаться
Cделаем первый шаг и сформулируем вашу первую бизнес-гипотезу:
1. Название вашего продукта.
2. Цель создания.
3. Кто ваши клиенты (целевая аудитория)?
4. Какая проблема есть у ваших клиентов?
5. Как мой продукт решит эту проблему?
Теперь заполните своими ответами пробелы в тексте:
Поздравляем, вы получили первую гипотезу и можете ее проверить! Это можно сделать разными путями, но самый быстрый способ — это провести Дизайн-спринт.