Найти тему
Гипермышление

Проект. Задача №1. Разделить роли между участниками

Данный выпуск - часть серии выпусков про проекты на курсе "Введение в менеджмент", для первого курса направления МЕНЕДЖМЕНТ.
Начало, темы проектов, требования и т.д. - см.
ЗДЕСЬ.
Задача №0 - формирование командного духа - см.
ЗДЕСЬ.

Итак, темы выбраны, команды собраны (принцип сборки команд - отдельная тема, как-нибудь я напишу и об этом), а пока приступим к первому шагу формирования группы (команды).

Начнем пожалуй с того, что у нас группа будущих менеджеров, а потому не плохо было бы участникам примерить на себе роли менеджеров (спасибо Генри Минцбергу) и его классификации.

Пожалуйста распределите роли между участниками: один участник 2-3 роли. Постарайтесь проиграть роли в команде, дайте обратную связь друг другу по тому, какие роли и насколько получаются, а какие нет. Примите во внимание тот факт, что группы ролей связаны между собой: межличностные роли являются основой для построения коммуникации и появлению ролей связанных с информацией, а они в свою очередь порождают объективную необходимость брать на себя ролей по принятию решений (и принятие самих решений).

Но не увлекайтесь какой-либо одной ролью, помните, что роль - это прежде всего образец поведения, а быть менеджером означает действия по ситуации, а не по шаблону. К тому же для менеджеров работающих в командах есть другая классификация, составленная Мерионом Белбиным.

-2

Попробуйте для себя эти роли, попробуйте себя в каждой из них, почувствуйте насколько они соответствуют вашему характеру, насколько вам в них легко, получите обратную связь от участников вашей команды. Уделите особое внимание ролям, которые встречаются достаточно редко, например, "завершитель работ" или "структуризатор проблем".

Само распределение ролей внутри команды, явное и открытое для обсуждения будет способствовать раскрытию позиций участников группы и их намерений относительно будущей работы. Так М.Белбин делит роли на три группы организационные, исполнительские и интеллектуальные. Постарайтесь соблюсти баланс в распределении этих ролей.

Да, пожалуй мы забыли одну классификацию, важную для организаций, и которая могла бы пролить свет на организацию работы группы над проектом. Я говорю о функциональном делении организации, которую предложил в 30-х годах прошлого века Анри Файоль, только я позволю себе наполнить его классификацию современным прочтением функций (обособленных видов деятельности) и дополню его элементы (прием Гипермышления "Зайн") тремя новыми функциями.

-3

Весьма вероятно что проект, а тем более учебный проект будет проходить не затрагивая отдельные функции, такие как "Бух.учет", но функциональные области "Управление финансами" или "HRM" только на первый взгляд снизили свою актуальность, тогда как экономическая часть проекта (бюджетирование) и мотивация (командный дух) являются краеугольными камнями, которые определяют успех проекта.

И если мы уже пошли распределять между собой задачи, роли и функции, то нельзя не сказать о таком распределении ролей, которые бывают в стартап-проектах. Я уже не помню откуда помню, слишком много авторов ссылались на то, что для успеха стартапа (а значит и любого начинания) в команде должны быть участники закрывающие собой следующие вопросы:
1. "
продуктолог" - разработка и развитие продукта;
2. "
маркетолог" - оценка перспектив выхода на рынок;
3. "
финансист" - расчет привлекательности для инвестора;
4. "
технолог" - знает как создать и произвести продукт;
5. "
продавец" - взаимодействует с первыми покупателями;

Пока на матрицу 3х3 не собирается, да и по новым сведениям размер эффективной команды сократился с семи до пяти человек! А потому без фанатизма не будем генерировать сущности без необходимости (как бы сказал Оккам). Конечно же напрашивается руководитель или администратор, но размер группы и профессионализм участников говорит о том, что для старта проекта достаточно взаимной координации.

Ну и для полноты картины я не могу не упомянуть роли в Agile - командах, (точнее СКРАМ - как наиболее описанная методика) так как инновации предполагают итерационный подход, тестирование гипотез, разворотные точки "pivot", постепенное формирование и развитие продукта, по мере выхода его на рынок.

Итак, вот эти роли:
1.
Владелец продукта (обеспечивает ценность продукта);
2.
Скрам-мастер (обеспечивает эффективность команды);
3.
Ведущий ежедневных митингов (держит "пульс" команды);
4.
Ведущий презентации продукта (демонстрирует что было сделано);
5.
Ведущий ретроспективы (разбирает и решает проблемы);

Я намеренно вывел в отдельные роли то, что происходит за время проведения спринта: стендапы, презентация продукта или ретроспектива, так как это отдельные приемы, которые должны выполняться кем-то из членов команды. Да, это могут быть переходящие роли или роли, которые разделяются между всеми разработчиками команды. Но пока я бы не углублялся бы в технические детали работы команды разработчиков, так как там при желании можно выделить роли разработчика, архитектора, дизайнера UX-UI, тестировщика, ...
(
поправьте и добавьте, если я что-то забыл отметить).

ИТОГО:
мы имеем выбор из ролей/функций/задач самых разных концепций:
1. Роли менеджеров Генри Минцбрерг;
2. Роли менеджеров в командах Мериан Белбин;
3. Функции Анри Файоль +
4. Роли в инновационных командах;
5. Роли в Скрам-командах;
(и это не считая ролей, которые есть в командах по управлению проектом)

А потому, сделав некоторый сплав из совершенно разных подходов я предлагаю вам попробовать примерить на себя, на свою группу пять ролей:

1. Собственник проблемы (больше всех надо);

2. Тим-Лидер (тот, кто собрал команду);

3. Руководитель проекта (управляет задачами);

4. Траблшутер (решатель проблем);

5. Завершитель работ (завершает и презентует).

-4

Вот такая получается команда из людей с ролями из разных плоскостей, но чтобы было понятно, я распишу тезисно каждую из 5-ти ролей.

1. Собственник проблемы:
- оценивает ценность проекта;
- владеет информацией о клиенте;
- знает бизнес-среду, знает стейкхолдеров;
- заинтересован не только в проекте, но и в решении проблемы;
Главное, чтобы информация была актуальной, реальной, конкретной.

2. Тим-лидер:
- собирает команду;
- выстраивает отношения;
- управляет взаимодействием;
- добивается сплоченности и эффективности;
Главное, проводит группу по всем этапам развития, от формирования, бурления до нормализации и последующей эффективной работы.

3. Руководитель проекта:
- знает и использует график Ганта;
- выдерживает баланс интересов сетйкхолдеров;
- оценивает: бюджет, время и качество проекта;
- добивается эффективности и синергии участников;
Главное, держит руку "на пульсе", оперативно выявляет проблемы.

4. Траблшутер:
- формулирует проблемы;
- анализирует проблемы;
- разрешает проблемы;
- делает сложные задачи простыми;
Главное, компетентность в решении любой проблемы.

5. Завершитель работ;
- выполняет задачи,
- доводит начатое до конца;
- умеет двигать задачи по доске «канбан»,
- составлять и идти по чек-листу,
Главное — не вести мяч, не давать пас, а «забивать голы».

_________________________
Еще раз напомню, что нужно сделать в рамках Задачи №1:
Участники команды, независимо от того вас четыре, пять или шесть человек, вы должны разобрать для себя соответствующие роли.

В рамках этого шага каждый из участников в ходе презентации итогов и результатов проекта должен будет представить свой* собственный вклад в проект согласно выбранной роли.

* если в ходе выполнения проекта роль участника группы менялась, то показать вклад "до" и "после" изменения роли.