Найти в Дзене
Америка глазами учителя

Безбожники ли американцы? О тёмной стороне истории США.

Оглавление

В плане религиозности (или даже духовности) американцев зашкаливает порой так же, как и русских, которые до 1917 года то монастыри и церковные школы повсюду открывали (параллельно с усилением революционного движения), то выкорчёвывали всё это так называемое "мракобесие" в угаре великой октябрьской. Качает и американцев из стороны в сторону вот уже который век.

1967 год. Как позже на фестивале Woodstock 1969. Рай для хиппи.
1967 год. Как позже на фестивале Woodstock 1969. Рай для хиппи.

Историки выделяют четыре волны ривайвелизма в США или, как говорят, сами американцы, Великого пробуждения (The Great Awakening). Эти вехи и есть тёмная сторона истории США, так как мало кто интересуется духовным пробуждением американцев, считая их всех сплошь потребителями и безбожниками, но это далеко не так.

Суть пробуждения американского общества заключается в отказе от мирского в пользу духовного, в возврате к пуританскому аскетизму и строительству такого христианского общества, которое один из первых губернаторов Массачусетса в 1630 году называл так:

Город на холме. Взоры всех людей обращены к нам. (А city upon a hill, the eyes of all people are upon us.)
John Winthrop (1587-1649)
John Winthrop (1587-1649)

Первое великое пробуждение (1730-1740 годы)

Главным героем этого периода был британец Джордж Уайтфилд, который гастролировал с проповедями по колониям своей родины. Ещё выделяется большая волна немецкой иммиграции в Америку во времена неопределённости внешней политики Пруссии, воевавшей на стороне то Британии, то Франции. Обращение многих африканских рабов в христианство - это тоже достижение той эпохи.

Начало XVIII века совпало с бурным ростом мировой торговли и антирелигиозной эпохи Просвещения. Один Вольтер какой вклад внёс в борьбу с католическим произволом. Вольтер - это реинкарнация или просто повторюшка Эразма Роттердамского XVI века. Тот тоже критиковал католическую церковь и проложил дорогу Мартину Лютеру. Первым пробуждением американцы ответили на поклонение золотому тельцу и на распространение вольтеровского атеизма.

George Whitеfield (1714-1770)
George Whitеfield (1714-1770)

Второе великое пробуждение (конец XVIII-середина XIX веков)

Если в первый раз пробуждение шло из высших слоёв американского общества, то во второй раз участвовал уже народ попроще. Самым главным наследием второй волны духовности стала борьба за отмену рабовладельческого строя (совпавшая с чем-то похожим в России), а также за внедрение трезвости как нормы жизни и за распространение политических прав на американских женщин (с чего, собственно, и начался феминизм).

Гарриет Бичер-Стоу (1811-1896), написавшая "Хижину дяди Тома" в 1852 году.
Гарриет Бичер-Стоу (1811-1896), написавшая "Хижину дяди Тома" в 1852 году.

Третье великое пробуждение (конец XIX-начало XX веков)

А было ли оно вообще? По мнению некоторых историков, эта третья волна просто продолжила вторую и добилась, например, отмены продажи алкоголя на территории всех США путём целой поправки к конституции. Это было огромное достижение, которое позже, возможно, вдохновило и Раису Горбачёву на борьбу с пьянством в стране путём вырубки советских виноградников - с таким же провалом, как и в США. (Поправку отменили другой поправкой и разрешили продажу алкоголя.)

Добились американцы и права политического голоса для женщин, не почивая однако на лаврах и продолжая борьбу с проституцией и порнографией. Странно сейчас представить себе Массачусетс, легализовавший в числе первых однополые браки, где всего 60 лет назад врачи могли оказаться за решёткой за совет семейным парам предохраняться.

В этот период появилось много новых ответвлений в протестантизме, в том числе Свидетелей Иеговыx (Jehova's Witnesses). Американские миссионеры обращали миллионы корейцев в христианство, почему, кстати, у многих корейцев в США до сих пор библейские или европейские имена.

"Голосуй за трезвость" написано на плакате.
"Голосуй за трезвость" написано на плакате.

Четвёртое великое пробуждение (с 1960-х годов до нашего времени?)

Как раз в этот время появились такие яркие личности, как Мартин Лютер Кинг и Билли Грэм. Баптистский пастор Кинг боролся за осуществление своей красивой мечты об обществе, в котором цвет кожи человека не имел бы никакого значения. Именно за это Кинга и пытаются забыть нынешние борцы за расовую справедливость.

Грэм тоже был таким харизматичным пастором и оратором, что собирал полные стадионы людей (как это, кстати, удавалось делать советским поэтам-шестидесятникам у себя в стране в то же самое время). Главной темой было противостояние обмирщению американского общества.

Вдобавок к критике проституции и порнографии, американские евангелисты объявили библейскую борьбу нетрадиционной ориентации и абортам. Благодаря евангелистам, Джимми Картер уступил место харизматичному Рональду Рейгану в 1980 году.

Вот столько калифорнийцев пришло послушать Билли Грэма в Лос-Анджелесе в 1963 году. Сейчас это кажется фантастикой.
Вот столько калифорнийцев пришло послушать Билли Грэма в Лос-Анджелесе в 1963 году. Сейчас это кажется фантастикой.

Эра Трампа

Наблюдается одна и та же закономерность в духовной жизни США, которая пробуждалась тогда, когда шло обогащение в ущерб духовному, в каком бы веке это не происходило. Обогащение могло сопровождаться просвещенческими идеями Дидеро или уходом в мир ЛСД под музыку Deep Purple.

И всегда в противовес мирским и зачастую антихристианским течениям американцы выбирали таких президентов, как Никсон, Рейган и Трамп тоже, но не в качестве духовных лидеров или святых отцов, а в качестве своеобразных дубинок для восстановления духовных ценностей в обществе.

Однако, как тёмная сторона Луны, так и эта духовная сторона Америки никому на глаза не попадается. Вместо этого, на яркой стороне Луны, - ЛГБТ, БЛМ, Голливуд и рэп на веки вечные.

Ещё одна тёмная сторона Трампа - частые молитвы с христианами-единомышленниками.
Ещё одна тёмная сторона Трампа - частые молитвы с христианами-единомышленниками.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал и заходите на мой канал в инстаграме со всякими подробностями о нашей жизни в Америке. Пока не знаю, зачем он мне, но пытаюсь разобраться. Фотки разные туда загружаю. До новых встреч!

Где центр американских церквей?