В плане религиозности (или даже духовности) американцев зашкаливает порой так же, как и русских, которые до 1917 года то монастыри и церковные школы повсюду открывали (параллельно с усилением революционного движения), то выкорчёвывали всё это так называемое "мракобесие" в угаре великой октябрьской. Качает и американцев из стороны в сторону вот уже который век.
Историки выделяют четыре волны ривайвелизма в США или, как говорят, сами американцы, Великого пробуждения (The Great Awakening). Эти вехи и есть тёмная сторона истории США, так как мало кто интересуется духовным пробуждением американцев, считая их всех сплошь потребителями и безбожниками, но это далеко не так.
Суть пробуждения американского общества заключается в отказе от мирского в пользу духовного, в возврате к пуританскому аскетизму и строительству такого христианского общества, которое один из первых губернаторов Массачусетса в 1630 году называл так:
Город на холме. Взоры всех людей обращены к нам. (А city upon a hill, the eyes of all people are upon us.)
Первое великое пробуждение (1730-1740 годы)
Главным героем этого периода был британец Джордж Уайтфилд, который гастролировал с проповедями по колониям своей родины. Ещё выделяется большая волна немецкой иммиграции в Америку во времена неопределённости внешней политики Пруссии, воевавшей на стороне то Британии, то Франции. Обращение многих африканских рабов в христианство - это тоже достижение той эпохи.
Начало XVIII века совпало с бурным ростом мировой торговли и антирелигиозной эпохи Просвещения. Один Вольтер какой вклад внёс в борьбу с католическим произволом. Вольтер - это реинкарнация или просто повторюшка Эразма Роттердамского XVI века. Тот тоже критиковал католическую церковь и проложил дорогу Мартину Лютеру. Первым пробуждением американцы ответили на поклонение золотому тельцу и на распространение вольтеровского атеизма.
Второе великое пробуждение (конец XVIII-середина XIX веков)
Если в первый раз пробуждение шло из высших слоёв американского общества, то во второй раз участвовал уже народ попроще. Самым главным наследием второй волны духовности стала борьба за отмену рабовладельческого строя (совпавшая с чем-то похожим в России), а также за внедрение трезвости как нормы жизни и за распространение политических прав на американских женщин (с чего, собственно, и начался феминизм).
Третье великое пробуждение (конец XIX-начало XX веков)
А было ли оно вообще? По мнению некоторых историков, эта третья волна просто продолжила вторую и добилась, например, отмены продажи алкоголя на территории всех США путём целой поправки к конституции. Это было огромное достижение, которое позже, возможно, вдохновило и Раису Горбачёву на борьбу с пьянством в стране путём вырубки советских виноградников - с таким же провалом, как и в США. (Поправку отменили другой поправкой и разрешили продажу алкоголя.)
Добились американцы и права политического голоса для женщин, не почивая однако на лаврах и продолжая борьбу с проституцией и порнографией. Странно сейчас представить себе Массачусетс, легализовавший в числе первых однополые браки, где всего 60 лет назад врачи могли оказаться за решёткой за совет семейным парам предохраняться.
В этот период появилось много новых ответвлений в протестантизме, в том числе Свидетелей Иеговыx (Jehova's Witnesses). Американские миссионеры обращали миллионы корейцев в христианство, почему, кстати, у многих корейцев в США до сих пор библейские или европейские имена.
Четвёртое великое пробуждение (с 1960-х годов до нашего времени?)
Как раз в этот время появились такие яркие личности, как Мартин Лютер Кинг и Билли Грэм. Баптистский пастор Кинг боролся за осуществление своей красивой мечты об обществе, в котором цвет кожи человека не имел бы никакого значения. Именно за это Кинга и пытаются забыть нынешние борцы за расовую справедливость.
Грэм тоже был таким харизматичным пастором и оратором, что собирал полные стадионы людей (как это, кстати, удавалось делать советским поэтам-шестидесятникам у себя в стране в то же самое время). Главной темой было противостояние обмирщению американского общества.
Вдобавок к критике проституции и порнографии, американские евангелисты объявили библейскую борьбу нетрадиционной ориентации и абортам. Благодаря евангелистам, Джимми Картер уступил место харизматичному Рональду Рейгану в 1980 году.
Эра Трампа
Наблюдается одна и та же закономерность в духовной жизни США, которая пробуждалась тогда, когда шло обогащение в ущерб духовному, в каком бы веке это не происходило. Обогащение могло сопровождаться просвещенческими идеями Дидеро или уходом в мир ЛСД под музыку Deep Purple.
И всегда в противовес мирским и зачастую антихристианским течениям американцы выбирали таких президентов, как Никсон, Рейган и Трамп тоже, но не в качестве духовных лидеров или святых отцов, а в качестве своеобразных дубинок для восстановления духовных ценностей в обществе.
Однако, как тёмная сторона Луны, так и эта духовная сторона Америки никому на глаза не попадается. Вместо этого, на яркой стороне Луны, - ЛГБТ, БЛМ, Голливуд и рэп на веки вечные.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал и заходите на мой канал в инстаграме со всякими подробностями о нашей жизни в Америке. Пока не знаю, зачем он мне, но пытаюсь разобраться. Фотки разные туда загружаю. До новых встреч!