Найти в Дзене
Акварель с Кирой Салимовой

Три натюрморта, по которым можно написать рассказы

Оглавление

Натюрморт принято считать низким жанром. Тому, кто учился в художественной школе, вспомнились сейчас глиняные кувшины, гипсовые кубы, пластмассовые фрукты и пыльные драпировки. Скука на первой ступени обучения неизбежная. Возможно, кто-то представит себе ещё голландских мастеров. Роскошная посуда, вино, погасшая свеча да лимон со спирально снятой кожурой — символ на символе — мирские тленные радости пополам с печалью об утраченной духовности.

Но поспешу развеять миф об ограниченности возможностей натюрморта. В действительности в творческом натюрморте всегда видно присутствие человека, его характер и судьба. Эта драматургия хорошо известна настоящим творцам, а зрителю достаётся задача расшифровать послание художника. Покажу три примера!

Первый пример: Два цветка

Эта акварель работы Марии Владимировны Мыслиной (1901—1974) — русской художницы, станкового графика и иллюстратора. По датам можно представить, насколько нелёгкой была её жизнь. И нам известно, что в 1937 году их с мужем репрессировали, а когда в 1946 она вернулась в Москву одна (или в 1955 по другим источникам), то оказалась не у дел, без мастерской и без жилья. Теперь Мария Владимировна жила с матерью на девяти квадратных метрах, не имея возможности даже разложить этюдник. В силу этих обстоятельств она много работала в технике акварели и монотипии, делала открытки и иллюстрации к детским книгам.

Мария Мыслина, Цветы на окне, примерно 1960 год, акварель
Мария Мыслина, Цветы на окне, примерно 1960 год, акварель
Где была написана эта акварель? Явно не в городской квартире. Возможно, это чья-нибудь дача: лето, светлое небо, бушующая зелень. Только два белых цветка стоят в стакане как плач по ушедшей молодости и по пропавшему в лагерях мужу. И фигура за окном склонилась перед неизбежностью хода жизни...

Второй пример: Бутылка, графин, кувшин и лимоны

Это Поль Сезанн (1839—1906). Его отец, Луи-Огюст Сезанн, имел талант к приумножению денег. Он научился шляпному делу, потом стал давать кредиты производителям и сказочно разбогател. В сыне Луи-Огюст видел своего преемника, дал ему хорошее образование и был потрясён, когда тот увлёкся живописью. Такой выбор профессии был удивителен вдвойне, поскольку Поль очень боялся отца. Настолько сильно, что скрывал от него жену и сына целых 17 лет!

Но с живописью вышло не так. И, надо отметить, что отец назначил Полю скромное пособие и лично отвёз в Париж.

Методично и терпеливо, раз за разом получая отказы от судий Салона, Сезанн искал свой цвет и пластический язык. Вот что он писал в конце жизни: «Я стар, болен, но я поклялся умереть за работой, чтобы не впасть в слабоумие…» Так и вышло. Работая на пленэре под ледяным дождём, Поль Сезанн простудился и умер от воспаления лёгких.

Поль Сезанн, Still Life with Bottle, Carafe, Jug and Lemons, 1902  год
Поль Сезанн, Still Life with Bottle, Carafe, Jug and Lemons, 1902 год
В конце жизни Поль Сезанн много работал акварелью. Можно предположить оттого, что этот материал даёт возможность работать быстро и без лишних технических сложностей. В натюрморте Сезанна на подносе стоят графин с кувшином и лежат лимоны. В быту Поль был прост, котелка макарон ему хватала на три дня. Может, разрезанный лимон остался от завтрака? А полупустая бутылка, стоящая поодаль, могла быть свидетелем тихого вечера в скромной компании. Ведь богемного образа жизни Сезанн не любил.

Третий пример, Вокруг лампы вечером

Карл Улоф Ларссон (1853 — 1919) — шведский художник, в жизни которого тесно сплелись семья и творчество. Вырос Ларссон в неблагополучной бедной обстановке: его мать была прачкой, а отец — простым рабочим. Любитель выпить, он часто срывал гнев на сыне.

Карл исцелился от детских травм, создав уютный мир для своих восьми детей. Прославился художник акварелями, изображающими жизнь его большого дома. Благодаря картинам Ларссона и трудам жены художника Карин дом супругов сейчас чрезвычайно популярен у туристов.

Карл Ларссон, Вокруг лампы вечером, 1900 год
Карл Ларссон, Вокруг лампы вечером, 1900 год
Ларссон часто ходил по грани в композиционном смысле. Вот и здесь люди расположились по краям листа. Они как рама для натюрморта, составленного на обеденном столе. Натюрморт — главный герой картинного пространства. Тут видна и заботливая сервировка, и определённый хаос: лампа, кувшин, букет цветов, сахарница, большой кусок рыбы, выпечка. Везде сидят дети, они растут в счастливой атмосфере, их маленькие личики начинаешь считать и сбиваешься. Сколько их тут — пять, шесть? А сколько осталось «за кадром»? Дом — полная чаша, дом — цветущий куст.

А у вас есть любимые натюрморты? Поделитесь в комментариях! Подписывайтесь на канал, если вам понравилась статья!

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.

Учителю рисования на заметку: как работать с подростками