Вместо эпиграфа: скоро стану, скоро стану умственно отсталым, потому что я смотрю лишь только сериалы.
Досмотрев, наконец, "Казанову", наконец-то достойный сериал от Первого канала, я поймал себя на мысли, что у нас на экранах сейчас почти нет классических мыльных опер, сериалов серий так от 300, которые все так любили смотреть в 90-е и 00-е годы. Все сериалы на центральном телевидении (два мультиплекса по 10 каналов) представляют собой 8-, 10- или 16-серийники, которые раз показали - а потом ну максимум разок повторили в летние каникулы.
И знаете, такая ностальгия вдруг нахлынула, по временам, когда по телеку крутили молодую ещё Наталию Орейро, что я вновь решил погрузиться в те времена.
Встречайте, телевидение, которые мы потеряли - мыльные оперы.
Телевидение, что мы потеряли:
Первый канал: часть первая, часть вторая, часть первая части третьей, часть вторая части третьей, часть первая части четвертой, часть вторая части четвертой, часть пятая, Россия-1, Рен-ТВ, Муз-ТВ, Дарьял-ТВ, СТС, Телеканал Jetix, НТВ: часть первая, часть вторая, часть первая части третьей, часть вторая части третьей.
Шаг первый - "Рабыня Изаура"
Считается, что первое "мыло" в тогда ещё Советской России начало смотреть своих зрителей в октябре 1988 года. "Рабыню Изауру" на советский экран протолкнули, в общем-то, по причине её идеологической правильности - эксплуататор, эксплуатируемые, борьба за свободу, всё такое, но мало кто мог представить, какой феерический успех будет ждать сериал в нашей стране.
Залипали в сериал поголовно все. Латиноамериканская экзотика, харизматичный злодей, любимая многими концепция принца и нищенки - каждый находил в сериале что-то свое. Дети в свободное время строили из подручных материалов фазенду дона Леонсио, а потом сжигали её вместе с хозяином, их родители обсуждали сериал на работе, а их родители ездили на свои шесть соток, которые они ласково называли "фазендами" - и все они вечером собирались у телевизора, чтобы посмотреть, какие же новые подлянки Леонсио приготовил для бедной Изауры. Те, кто не мог посмотреть серию, слушал её по радио (да, раньше звуковой сигнал телевидения ловился по УКВ).
Улицы пустели. Все были заняты.
Что характерно, в той версии сериала, что показали в Союзе, было всего 30 серий из 100 (показывали по две сразу), что ещё раз показывает, насколько это пустое зрелище эти мыльные оперы. Но и этого советскому зрителю хватило - и продукция компании "Глобу" беспрепятственно захватила эфир первой кнопки на ближайшие 20 лет.
А "Рабыню Изауру" показывали потом ещё трижды - на умирающем ТВ-6, ТНТ и телеканале "Домашний", причем интерес каждый раз (ну разве что кроме последнего) был практически тот же, что и на премьере сериала. Вот такая вот народная любовь.
Шаг второй - "Санта-Барбара"
Шаг второй был совершен на второй кнопке, но уже не центрального телевидения, а вовсе даже на РТР. Самый длинный американский телесериал, показанный в России - вот главная регалия этой нетленки. Нет, конечно, есть сериалы и длиннее (и некоторые идут до сих пор аж с 60-х), но только на 1/6 суши их и не показывали никогда.
А вот Санта-Барбару смотрели и ещё как. РТР не стал закупать первые 216 серий - там действие было весьма тягомотным и даже в США сериал называли самым худшим зрелищем из возможных, но к 217 серии создатели смогли нащупать нормальный темп повествования и сериал, что называется ожил.
А 2 января 1992 года дорогие россияне, оживающие от новогоднего поздравления Михаила Задорнова, с изумлением обнаружили в телевизоре новое зрелище - мыло, да ещё и про богачей, да ещё и про американских, да ещё и с комедийными элементами (а латиноамериканское мыло в то время транслировало чернуху и уныние вроде российских реалий того времени). Такого в телевизоре, конечно, ещё не было.
Популярность была бешеная. Стоит ли говорить, что именно с подачи сериала любые состояния "все сложно" называют не иначе как "санта-барбарой", а в рекламу тех лет проникали фразы вроде "поторопитесь, а то опоздаете на "Санта-Барбару"!". Злоключения четы Кэпвеллов были главной темой разговоров на лавочках, а многие пацаны хотели быть похожими на детектива Кастильо (ну или бандюками, кто как).
Ну и самый главный мем сериала - это его опенинг. Для тех, кто забыл - наслаждайтесь.
Шаг третий - проба российского мыла
Много говорить о том, что ещё было на экранах в то лихое время не будем - заметим лишь то, что телебоссы, заметив интерес люда к "мылу", начали закупать его пачками - на первой кнопке крутили бразильское мыло, вроде "Секрета тропиканки" (с как бы продолжением, локализаторы постарались), "Вавилонской башни", "Земли любви", "Воздушных замков" и, наконец, апофеоза бразильского мыловарения (без шуток, лучший сериал от "Глобу") - саги "Клон". На РТР тоже было пошли по этому пути (второй канал вообще любитель копировать первый с опозданием на год), показав "Дикого ангела", но как-то спохватились - государственные деньги, причем немалые, шли на покупку заморских продуктов.
"Негоже так разбазаривать казну", подумалось кому-то на РТР и в 2005 году на экране появилось первое второе отечественное телемыло - "Кармелита". Формулу успеха подглядели у выстрелившей студии Амедиа и их "Бедной Насти" (в конечном итоге сериал купят и покажут ещё и у себя). Экзотический цыганский сеттинг, красавица главная героиня, благородные герои и скандалы-интриги-расследования - все по канонам бразильских лент, но только в России. Моды на импортозамещение тогда ещё не было, но возможность снимать самим и делать это дешево (закупались сериалы все же за доллары, а получал канал деньги в рублях) сделала своё дело - дальше на РТР (и России-1) показывали исключительно свое родное. Всякие "Бегущие по волнам" и "Ундины" отлично крали аудиторию Первого канала, на котором по инерции продолжали пользоваться плодами зарубежного производства.
Опомнились на Первом только когда поняли, что очередной бразильский сериал - на этот раз "Хозяйка судьбы" - никто толком и не смотрит. Тогда пришлось и самим посмотреть на потуги конкурента, а после - и самим делать так же. Поначалу самим делать не получалось, поэтому покупались права на какой-нибудь латиноамериканский сериал и делался его ремейк. Схему, кстати, вновь подглядели у СТС - так сняли "Не родись красивой". Так в эфире оказались "Татьянин день" и "Монтекристо".
Шаг четвертый - на вершину
Потренировавшись на котиках, Первый канал выдал свой самый монструозный проект - сериал "Обручальное кольцо", длившийся 800 серий. И вот где-где, а тут все классические черты бразильского мыла выплыли наружу, превратившись в смешную, но страшноватую физиономию - тут вам и пропавший отец, и пропавший муж, и пропавшие дети, аферисты и мошенники, жуткие схемы оборота имущества, а что самое главное - смена коней на переправе.
Да-да, в разгар сериала из него ушли ведущие актеры, но spice must flow show must go on, и ушедших заменили другими актерами, похожими на прежних чуть менее, чем никак.
К счастью, затягивать до рекордов "Санта-Барбары" сериал не стали, да и зритель уже устал от сериалов, в которых за серию почти ничего не происходит. Пожалуй, именно "Обручальное кольцо" закрыло гештальт с мылом на Первом канале навсегда.
Шаг пятый - на дно
К 2012 году оказалось, что скандалы-интриги-расследования-ДНК-драки-дети звезд имеют рейтинги куда выше, чем мыльные оперы. Россия-1 ещё немного потрепыхалась в деле создания телемыла, но и её потуги достаточно быстро закончились. После неплохих "Институтов благородных девиц" чего-то заметного на телеканале так и не появилось, а дневную сетку вещания решили забивать или старыми "Тайнами следствия", или новыми короткими телесериалами.
Остались для мыла открытыми лишь периферические каналы, вроде "Домашнего" или "Ю", а также дочерние каналы центрального телевидения - СТСLove и ТНТ4.
С другой стороны, скучаем ли мы по ним? Да вроде бы не очень...