Предыдущий материал об истории первого канала вы найдёте здесь
Что такое ток-шоу на Первом канале сегодня? Бесконечное желтушное мыло вечером и безумное мельтешение политических разборок днем. Из всех шоу, интерес представляют лишь "Док-ток" (который, впрочем, хорош только благодаря Александру Гордону) и "Вечерний Ургант", формат которого не может испортить даже поднадоевший за это время ведущий.
В остальное время нам предлагают разбираться в грязном белье знаменитых и не очень людей, сидящих на детекторе лжи ("На самом деле"), а после этого - ещё и посмотреть, как они скандалят без электронных приборов ("Пусть говорят"). Программы эти никто не любит, но кто-то их зачем-то смотрит.
Разумеется, раньше было намного лучше, поэтому сегодняшний материал посвящен краткой истории деградации отечественных ток-шоу на примере отдельно взятого Первого канала. А началось все давным-давно в одной далекой-далекой Галактике...
Телевидение, что мы потеряли:
Первый канал: часть первая, часть вторая, часть первая части третьей, часть вторая части третьей, часть первая части четвертой, часть вторая части четвертой, Россия-1, Рен-ТВ, Муз-ТВ, Дарьял-ТВ, СТС, Телеканал Jetix, НТВ: часть первая, часть вторая, часть первая части третьей, часть вторая части третьей.
Общественно-политическое ТВ Страны Советов
...практически не существовало. Да, было всякое там "Политическое обозрение" и программа "Время", но чего-чего, а разговоров, а уж тем более дискуссий в нем не было - линия партии не та. Советский человек должен был жить и работать, не задумываясь о том, что в его стране не так, главное, чтобы он знал, что за кордоном ещё хуже.
Но времена менялись, а законсервировать позднесоветский строй, когда власть передается от деда к деду, не удалось. Первые ручейки общественных дискуссий, появившиеся в кухонном саиздате, к концу 80-х вновь прорвались широкими реками. Дела в стране принимали всё более дурнопахнущий оборот и власти решили потихонечку развинчивать гайки, объявив перестройку, гласность, ускорение и прочие умные, но ничего не значащие, по большому счету, слова.
Впрочем, никто тогда не осознавал, что жить после Союза будет куда страшнее, чем при Союзе, отчего все послабления принимались на ура и чувствовались глотком свежего воздуха. Ветер новизны проникал и на телевидение, где всегда существовала некая фронда, и многие молодые работники ЦТ чувствовали, что могут делать что-то интересное для людей, намолчавшихся за время советской власти. Так появилась программа "Взгляд".
"Взгляд" и "Тема"
Поначалу "Взгляд" не был ток-шоу, там крутились музыкальные клипы, но в 1990 году заработала диковинная машина под названием телекомпания "ВиД", которая подарила "Взгляду" куда более злободневную направленность. Трое харизматичных ведущих, включения с мест, обсуждение по настоящему злободневных проблем - составляющие успеха этой передачи.
Впрочем, от традиционных ток-шоу, к формату которых мы привыкли, "Взгляд" отличался очень сильно. Все-таки там было больше репортажей, чем разговоров в студии с героями дня и зрителями. А вот другая программа, авторство которой принадлежит Владиславу Листьеву, была куда ближе к современным ток-шоу.
В передаче, впервые вышедшей в 1992 году были все элементы того, что мы можем увидеть по вечерам сегодня - студия со зрителями, очень важная тема, гости и, что самое главное, та самая культурная дискуссия - не за скандальной известностью тогда гнались, а за рассуждениями, как жить дальше. Самое главное, что в "Теме" любое мнение было уважаемым, тех, у кого оно было каким-то странным или редким не гнобили всей студией, не перекрикивали, не избивали, а просто пытались переспорить.
Общая интеллигентность программы сейчас, на фоне трэша имени Андрюши Малахова, смотрится привлекательно, но тогда, видимо программа зрителям быстро наскучила. Иначе как объяснить то, что рейтинги появившейся в 1997 году "Моей семьи" были выше, чем рейтинги "Темы". То ли зрителю хотелось больше желтухи, то ли он устал от постоянного обсуждения проблем и ему хотелось воскликнуть - "живут же люди!", но "Тема" с того момента постепенно теряла популярность, постепенно съезжая с будничного эфира на субботний.
В итоге, в марте 2000 года в свет вышел последний выпуск программы, а причиной снятия в эфира стала "устарелость формата". Многие, конечно, считали иначе, в том числе и Юлий Гусман, который последним вел "Тему", но факт остается фактом - первое отечественное ток-шоу закрыли именно за это.
А в это время на других каналах...
Валерия Комиссарова иногда называют злым гением российского телевидения. Именно ему принадлежат идеи прото-трэш-ток-шоу, вроде упоминаемой выше "Моей семьи", а также "Окон", которые с Дмитрием Нагиевым.
"Мою семью" запускали как проект о семейной жизни и, поначалу, шоу было годным. То, о чем говорили герои программы было, как сейчас говорится, жизой, многие и сами через это проходили, отчего и сочувствовали героям программы. Другое дело, что в программе откровенно сквозила постановочность, фальшивость и пошлость. И если поначалу зрители не врубались в суть происходящего, то чем дольше программа была в эфире, тем более фальшивой она выглядела. Впрочем, эффект новизны работал (а может и не он, а низменное желание подглядывать за другими) и передача была жутко рейтинговой, даже когда перешла на унылый РТР.
"Окна" же представляли собой максимально упоротую версию "Моей семьи", которой из натурального были только волосы Дмитрия Нагиева, все остальное было самой натуральной постановкой. Вот только понимать это стали к тому моменту, когда программа уже прошла пик своей популярности, а в 2002 году все происходящее на экране принимали за чистую монету, даже когда на экране появлялся мужик в свадебном платье. Сам Нагиев потом рассказывал о происходящем в студии в ключе "я был молод, мне нужны были деньги", а участники программы честно отрабатывали полученные деньги, следуя заранее написанному сценарию.
Вот только "Окна" тогда смотрели все - и те, кто одобрял программу, и, конечно, те, кто осуждал - надо же знать, что там за вертеп на этом вашем ТНТ творится.
Ну и вот тогда, посмотрев на то, что пользуется популярностью в телезрителя, ОРТшное руководство решило провести один занимательный эксперимент.
Большая стирка и Андрюша Малахов.
Целый год ОРТ жило без ток-шоу (если не считать таковым "Как это было", этакую бета-версию "Док-тока"). Но зритель нервно мычал у телевизора, требуя хлеба и зрелищ, и Лариса Кривцова, человек, придумавший добрую половину утренних и дневных программ первой кнопки, предложила малоизвестному, но подающему чай, кофе и водочку мальчику надежды Андрею Малахову, на тот момент ведущему "Доброго утра" повести новое ток-шоу, вроде того, что за океаном делает Опра Уинфри.
Андрюша немного поломался, но в целом с идеей согласился и 23 июля 2001 года в свет вышла первая "Большая стирка". В наличии была красивая светлая студия, молодой интересный ведущий, разнообразные темы и разговоры по душам обо всём. Удивительно, но тогда в студии ещё не дрались и не орали, а программа все-таки больше походила на безвременно покинувшую канал "Тему". Так у кого там формат устарел, а?
Хотя, конечно, возможно, но это не точно, хотя конечно и да, но в целом нет.
В 2004 году "Большая стирка" преобразилась - стала серьезнее и из полностью развлекательного проекта превратилась в проект социальный - то есть уши "Темы" торчали и тут. "Пять вечеров" (а именно так обозвали программу) обсуждали не столько личную жизнь звезд (её то как раз было мало), сколько общественные явления и события в стране. И вот этот этап существования программы можно считать самым нормальным в её истории - дальше все будет только хуже. Первые проблески адского огня появились в феврале 2005 года, когда обсуждать начали всякую желтуху, вроде половых отношений на "Доме-2" и беременных несовершеннолетних.
"Пять вечеров" просуществовали всего один сезон и в 2005 году мутировали в "Пусть говорят" - и вот тут на канале врубили режим полной деградации. Тут вам и ДНК-экспертизы, и неадекватные участники, и драки в лучших традициях "Окон", и незаконнорожденые дети известных людей.
В общем, всё как любит... стоп, а кто это вообще любит?