Найти тему
Про Amazon

Amazon Vs маркетплейсы СНГ

Популярность товарных торговых площадок стремительно растет, поскольку покупателям удобнее и выгоднее покупать на маркетплейсах, нежели в специализированных онлайн-магазинах или офлайн. Агрегаторы объединяют продукты широкого круга брендов, выбор постоянно увеличивается, а нужные товары всегда в наличии. Кроме того, потребитель может сравнить цены и посмотреть отзывы, и только учитывая эти критерии, сделать покупку.

Что касается продавцов, то новичку довольно сложно среди множества платформ электронной коммерции выбрать что-то одно, из-за чего чего он распыляется, тратит свои силы и финансы на все популярные агрегаторы одновременно, либо же концентрируется не на той площадке, которая может принести желаемый результат.

Маркетплейс – это оптимизированная онлайн-платформа по предоставлению продуктов и услуг.

В одной из наших первых публикаций мы описывали преимущества Амазон. Напомним, что сайт американской корпорации является одним из 10-ти самых посещаемых веб-ресурсов в мире и имеет самую высокую конверсию в покупки. Согласно данным за 2020 год оборот Аmazon превысил 350 млрд долларов. Увеличению этого показателя поспособствовали в первую очередь клиенты со статусом Prime.

Аудитория площадки – больше 300 млн покупателей. В связи с пандемией коронавируса популярность площадки по сравнению с предыдущим годом только выросла: на 26% в первом квартале и на 40% – во втором.

Для сравнения: оборот одного из крупнейших конкурентов маркетплейса Wildberries с аудиторией 20 млн составил 103,4 млрд руб.

По прогнозам, в 2022 году оборот Амазон достигнет 556 млрд долларов.
По прогнозам, в 2022 году оборот Амазон достигнет 556 млрд долларов.

В этой статье мы сделали обзор нескольких популярных маркетплейсов СНГ в сравнении с Амазон, рассмотрев плюсы и минусы торговых площадок с точки зрения продавца.

Wildberries

Онлайн-ритейлер считается самым крупным в РФ. Ежедневно на Wildberries осуществляется более 400 тыс. продаж. Аудитория одного из самых быстроразвивающихся отечественных маркетплейсов превышает 20 млн. В 2019 годовой оборот компании составил 223,5 млрд руб.

Согласно данным Data Insight, только по одежде и обуви оборот в 2020 году составил более 100 млрд руб.
Согласно данным Data Insight, только по одежде и обуви оборот в 2020 году составил более 100 млрд руб.

Согласно данным kommersant.ru, во втором квартале 2020 года оборот компании составил 103,4 млрд руб., что является рекордным квартальным показателем за всю историю компании. На сайте представлено более 16 тыс. брендов: Mango, Topshop, Guess, CK и др.

Преимущества для поставщиков:

  • Комиссия составляет всего 19%.
  • Доступна программа фулфилмента, что включает хранение, доставку, маркетинг и аналитику.
  • Популярность сайта – более 7 млн посетителей в сутки.
  • Агрегатор располагает собственной студией для создания фото товаров продавцов. Стоимость услуги – от 500 руб. за каждое фото.
  • Более 8000 пунктов выдачи заказов в РФ. Товары от поступают на склады во многих крупных городах России, что ускоряет доставку к покупателю.
  • Удобный личный кабинет, аналитические отчеты, возможность регулировать акции, учитывая оборот товара.
  • Поставщики получают выручку за проданные позиции каждые 7 дней.

Минусы площадки:

  • В сети можно найти множество заявлений покупателей о том, что товары известных брендов, представленные на Wildberries якобы с большой скидкой, в других интернет-магазинах легко найти за ту же цену без указания скидки. Это отрицательно сказывается на репутации маркетплейса.
  • В некоторых случаях у вас могут запросить сертификаты, декларации.
  • Политика площадки такова, что продавцы обязаны предлагать товары по минимальной стоимости по сравнению с другими интернет-платформами.
  • Отсутствие качественной клиентской поддержки, сложный процесс возврата товара, что снижает лояльность покупателей.
  • Зарегистрированный товарный знак – обязательное условие для продавцов.
  • Условия сотрудничества, в том числе размеры комиссии, часто меняются.
  • Необходимость самостоятельной доставки товара на склад Wildberries.
  • Наличие большого количества негативных отзывов покупателей может вызывать недоверие потенциальных клиентов площадки.

Уровень коммуникации с клиентами в рамках фулфилмент-программы у Амазон существенно выше, нежели у российского конкурента. Американский агрегатор превосходит Wildberries и в плане аналитики бизнеса, и в рекламных инструментах, и в контроле качества товаров.

Несмотря на электронный документооборот, форматы подачи документов часто меняются, что крайне неудобно для продавцов. Маркетплейс позиционирует себя как место, где можно найти самые большие скидки, так что, если вы выбрали эту площадку, – будьте готовы к частому снижению своих цен.

Ozon

Оборот онлайн-ритейлера Ozon во втором квартале 2020 года составил около 45,8 млрд руб., что на 188% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Об этом говорит источник vedomosti.ru. Аудитория площадки чуть меньше, чем у Wildberries, – больше 15 млн. В сутки сайт посещает около 2,5 млн уникальных посетителей.

Удобство использования сайта Озон важно и для продавцов, и для покупателей.
Удобство использования сайта Озон важно и для продавцов, и для покупателей.

Преимущества:

  • Личный кабинет, как и весь сайт, оформлен согласно правилам юзабилити. Вам не понадобится выполнять все операции с товарами в сложных таблицах Excel.
  • Хранить товары на своем складе или в центре выполнения Озон – решать вам. Площадка предоставляет возможность выбора способа складирования.
  • Специалисты площадки периодически проводят прямые трансляции для новичков, обучают партнеров.
  • Для сборки заказов создано специальное приложение Ozon Celler.
  • Разветвленная сеть центральных и региональных складских помещений, пунктов выдачи, которые находятся в 6,5 тыс. населенных пунктов.
  • Работая по схеме FBS, можно тестировать спрос на определенные товары.
  • Реферальная программа, возможность получить партнерский кредит и открыть свой пункт выдачи.

Недостатки платформы для продавцов:

  • Высокие комиссионные сборы – вплоть до 40% прибыли и даже больше. Размер комиссии – от 5 до 30%. Также стоит отметить дорогостоящие дополнительные услуги для партнеров маркетплейса.
  • Подключение электронного документооборота обязательно.
  • Физическое лицо не может быть поставщиком – только индивидуальным предпринимателем или юрлицом.
  • Единственный формат расчета – перевод на расчетный счет компании.
  • Модерация товаров порой затягивается на 3 дня и больше, вплоть до недели.
Хотя тут мы должны отметить, что наши данные исходили из собственного исследования и по комментарию сотрудника Ozon поступила другая информация: "Три дня — это скорее максимальный срок модерации, к которому мы прибегаем при большой нагрузке, например, в канун новогодних праздников. Обычно же проверяем карточку товара гораздо быстрее, зачастую успеваем даже в течение дня."
  • Система отслеживает цены на других площадках, и может блокировать товары, стоимость которых выше, чем у конкурентов.
По этому пункту сотрудник Ozon также прокомментировал: "Мы действительно отслеживаем цены на других площадках, однако о блокировке товара при относительно высокой цене речи не идёт. Мы лишь напоминаем продавцу о том, он продаёт товар дороже, чем в других магазинах".

Учитывая высокие комиссионные сборы и необходимость регистрации компании, можно считать Ozon идеальной площадкой только для продавцов с хорошей прибылью и большим ассортиментом. Новичку будет сложно создать маржинальный бизнес на этой площадке.

Еще раз повторимся, наши данные основывались на собственном исследовании, исходя из открытой информации и отзывов. Мы добавили информацию от альтернативного источника, для того, чтобы вы могли делать собственные выводы.

«Беру»

Маркетплейс «Беру», основан общими силами Сбербанка и «Яндекса», располагает аудиторией свыше 1 млн человек. При этом площадка во многом уступает аналогичным платформам: оборот превысил 2 млрд руб. в месяц в третьем квартале 2019 года. По сравнению с предыдущим кварталом этого же года ритейлер превзошел себя и повысил показатель вдвое.

К концу 2019 года при том же количестве покупателей товарооборот превысил 4 млрд руб. в месяц. Сейчас на сайте представлено более 4 тысяч продавцов. Тем не менее, площадка сильно уступает аналогам в плане ключевых бизнес-показателей.

Львиную долю выручки составляют продажи самого маркетплейса, а не поставщиков-партнеров.
Львиную долю выручки составляют продажи самого маркетплейса, а не поставщиков-партнеров.

Положительные особенности «Беру»:

  • Комиссия Beru небольшая – от 5 до 13 %.
  • Выплаты за проданные товары можно получить на следующий день.
  • Если вы уже продвигаетесь на «Яндекс.Маркет», карточки товаров можно использовать на «Беру».
  • Показ продавцу рекомендованной цены на товар и минимальной стоимости в «Яндекс.Маркете».
  • Некоторые сезонные скидки по инициативе «Беру» представлены в виде лендингов.

Сложности:

  • Обязательное условие – наличие ООО или ИП с разрешенным видом деятельности «Розничная торговля».
  • Если вы хотите продвигать товары модной индустрии, площадка явно вам не подходит. Здесь можно торговать исключительно детской одеждой.
  • Стоимость товара не может быть выше цены на аналогичную продукцию в «Яндекс.Маркете».
  • Плата за хранение товаров на складе «Беру» на протяжении более 61 дня. Для сравнения: на Амазон длительным сроком хранения на складе считается период от шести месяцев.

Ежедневно площадка доставляет около 100 тыс. заказов. Пользователей привлекает низкая цена, бонусы, а также кешбэк Яндекс.Плюс от Тинькофф.

Goods.ru

Маркетплейс входит в группу компаний «М.Видео-Эльдорадо». На сайте представлено более 1 600 000 товаров от 3 000 продавцов. Годовой оборот маркетплейса в 2019 году составил 6 млрд руб. При этом аудитория покупателей достигает 8 млн в год.

Одной из причин роста популярности площадки является собственное мобильное приложение, которое компания запустила в июне 2019 года. Больше 400 тыс. пользователей установили приложение. Его доля в обороте к концу этого года превысила 40%, а база покупателей выросла на 700 тыс. человек.

Количество уникальных посещений в месяц составляет 6 млн 700 тысяч.
Количество уникальных посещений в месяц составляет 6 млн 700 тысяч.

Положительные стороны:

  • Комиссия составляет от 3%.
  • Маркетплейс работает без склада и заинтересован в расширении ассортимента. Для него актуально сотрудничество как с крупными, так и с мелкими поставщиками.
  • Отсутствие дополнительных к комиссии взносов – только за расчетно-кассовое обслуживание.
  • Функция тестирования работы до начала продаж.
  • Баллы в качестве мотивации покупателей и другие маркетинговые инструменты.
  • Компенсация скидок и акций.
  • Проект «Закажи и забери», в рамках которого маркетплейс продвигает товары, приобретенные в розничных магазинах.

Сложности работы с маркетплейсом:

  • Чтобы продавать на площадке, нужно зарегистрироваться как юрлицо.
  • За комплектацию и упаковку заказа отвечает продавец.
  • Если у вас нет возможности своими силами доставлять товары в сортировочный центр, ваш склад должен находиться не далее 50 км от МКАД.
  • Информация о продавце постоянно проверятся, например, учитываются отказы и оперативность отгрузки продукции.

Практически каждый маркетплейс обеспечивает продавцам постоянный поток клиентов, помогая заявить о своем продукте, охватить большую аудиторию, продвинуть собственный бренд. Но еще до момента создания учетной записи на агрегаторе, взвесьте все за и против продвижения на площадке.

Если вы только начинаете продавать продукцию в других странах, или же находитесь на стартовой точке своего бизнеса, выбирайте Амазон. Максимальное количество посетителей и самая высокая конверсия в заказы, отточенный до идеала фулфилмент, популярность во всем мире – эти и другие преимущества позволят вам получить прибыль уже в первые месяцы развития бренда. А главное – вы сможете выйти на рынок США, где доля онлайн-покупок и платежеспособность потребителей намного выше, чем в любой стране СНГ.

Эта статья создана не с целью того, чтобы оклеветать какой-то сервис. Эта статья создана для того, чтобы показать, что каждый маркетплейс имеет индивидуальные особенности.

Мы за то, чтобы предприниматель использовал все возможные источники продаж и прибыли, но если имеет ограничения по бюджету и объему товара, то выбирал тот, который больше подходит ему на первом этапе.