Найти в Дзене

Моральные уроки исторической повести Гоголя «Тарас Бульба»

Кадр из фильма "Тарас Бульба", 2009
Каковы моральные уроки, которые мы можем извлечь для себя из повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба»?
Повесть впервые написана Гоголем в 1835, но окончательно отредактирована лишь в 1842 г. В основе сюжета казацкое восстание 1637-1638 годов против владычества Польши (Украина входила тогда в состав польского государства - Речи Посполитой).
В повести
Оглавление

Кадр из фильма "Тарас Бульба", 2009
Кадр из фильма "Тарас Бульба", 2009

В повести можно выделить несколько основных тем, каждая из которых будет способствовать пониманию моральных уроков произведения:

Отношения между отцом и сыновьями

Тема отцовской любви к своим сыновьям воплощена через образ главного героя – казацкого полковника и впоследствии атамана, Тараса Бульбы. Этот человек поначалу может показаться грубым и неотесанным.

Кадр из фильма. Главный герой Тарас Бульба (Богдан Ступка)
Кадр из фильма. Главный герой Тарас Бульба (Богдан Ступка)

Тарас гордится тем, что у него выросли два красавца-сына.

Тарас Бульба любит обоих своих сыновей, но лишь старший, Остап, оправдает его надежды. Не случайно повесть еще долго продолжается после смерти Андрия, и далее сюжет концентрируется исключительно на борьбе казаков против поляков. Тарас отныне называет своим сыном только Остапа и думает только о нем.

Кадр из фильма. Тарас и его сын Остап
Кадр из фильма. Тарас и его сын Остап

Жизнь Андрия после его измены казачеству полна роскоши и счастья. Это поцелуи с полячкой, ожидание свадьбы, одежда вся в золоте. Эта жизнь противопоставляется жизни его брата Остапа и всех остальных казаков, оставшихся на своем поле боя. Остапа ждут не только суровые битвы в неравном бою, но и плен, тюрьма, тяжелейшие пытки, казнь.

Гибель каждого из братьев также сильно отличается.

Смерть Андрия позорна, так как его застрелил "как собаку" его собственный отец, ставший к тому моменту атаманом казаков.

Наоборот, героичная смерть Остапа вызывает беспредельное восхищение его отца. Тарас Бульба даже жертвует еврею Янкелю всеми своими деньгами и рискует жизнью, чтобы оказаться рядом с Остапом, на площади, в момент его казни. В своей трагичности гибель Остапа от руки палача - аллюзия на смерть Христа, описанную в Евангелии (мотив "тяжелой чаши", которую ему предстоит испить, пытки, всенародное унижение, призывание своего отца после всех мучений, в самый момент смерти). 

Остап просит всех остальных казаков принимать страдания стойко и мужественно, ничем не выдавая тяжести своих мучений:

Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:
– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!
После этого он приблизился к эшафоту.
– Добре, сынку, добре! – сказал тихо Бульба и уставил в землю свою седую голову.

Тема патриотизма, воплощенного в казачестве

Главный герой, Тарас Бульба, живет понятиями дружбы и товарищества, которые для него неизмеримо выше любви. Ведь что в те времена только товарищество спасало родину от опасности и от унижений. В то время большая часть России находилась в крепостном, униженном состоянии, а украинские крестьяне терпели притеснения от польского дворянства.

Поэтому Тарас Бульба живет ненавистью ко всем, кто унижает своих - его народ, приверженцев его веры, православия. К своим он относит как русских, так и украинцев, поскольку казаки и православные включают и тех и других. А также, потому что в те времена Россия воспринималась как возможная защитница или союзница в борьбе против притеснений Польши.

Все, кто так или иначе обидели его страну, его веру, записываются в лагерь не-людей. Отныне все, любые члены (до единого) этой вражеской группы не подлежат никакому сочувствию и состраданию, их следует лишь безжалостно и жестоко уничтожать. Такой же философии со своей стороны придерживался и вражеский лагерь. Религия другого народа не признавалась, не уважалась, и ее приверженцы не могли рассчитывать ни на малейшую терпимость и понимание.

Тема любви к женщине

Эта тема показывается через одного лишь героя – Андрия. Его отец Тарас не был привязан к своей жене, она терпела от него грубое, холодное отношение, и временами «даже побои».

Казаки держались как святыни единой ценности - это верность родной земле, верность своему воинскому товариществу, которое защищало свободу и достоинство этой земли. Они не могли себе позволить быть домашними людьми, так как в силу исторических обстоятельств должны были вести жизнь дикого и свободного вояки, всегда готового к битве, а женщина по своей натуре мешала этому. Итак, казаки не одобряли привязанность к женщине (ни к жене, ни к матери), женщины не допускались даже в предместье  Запорожской Сечи.

Однако у Андрия, в отличие от остальных казаков, чувствительная и романтичная душа. Он влюбляется без памяти, и ради возлюбленной полячки оставляет свое служение Отчизне и товариществу. Его чувство возвышенно и благородно, он готов на любые подвиги ради панночки. 

Кадр из фильма "Тарас Бульба" Андрий и панночка
Кадр из фильма "Тарас Бульба" Андрий и панночка

Портрет польской дворянки, к которой Андрий столь сильно привязывается, написан Гоголем такими же яркими и нежными красками, как и образы степи, неба, земли. Она прекрасна, как сама природа, и автор не может не восхищаться ею вместе с Андрием. Автор описывает и ее взаимные искренние чувства к Андрию.  Дочь польского воеводы показана не только красивой, но и обладающей тонкой, чувствительной душой.

Итак, в отличие от своих любимых героев-казаков, Гоголь не высказывает презрения либо осуждения ко всем полякам как к нации. (Так,  с большим сочувствием автор показывает картину голодающего Дубна, осажденного казаками…) Его позиция – это особая авторская позиция, она отличается от позиции его любимого героя, Тараса Бульбы.  

Однако любовь Андрия и польской дворянки входит в неразрешимое противоречие с понятием долга – сыновнего, воинского, гражданского.

Андрий чувствует в своей душе лишь одно желание – желание служить своей избранной. Все остальные понятия теряют для него смысл. Ради своей страсти, какой бы возвышенной она ни была, он забывает свою честь и свою родину. Так он становится изменником, предателем в глазах своих товарищей, позорным человеком в глазах своего отца.

Сам Андрий чувствует, что он в западне этого конфликта между чувством и долгом. Именно поэтому, заманенный в лес Тарасом, он так покорно слезает с коня, бросает оружие, которым хотел защищать свою панночку от казаков, и безропотно подставляет свою грудь под выстрел отца. Тарас своим смертельным выстрелом словно избавляет своего сына от конфликта страсти и чести, который тому разрешить не под силу.

Какой же урок можно вынести из истории запретной любви Андрия и полячки?

У Гоголя нет однозначного и четкого ответа на этот вопрос, он показывает жизнь во всей ее сложности и противоречивости. Автор способен глубоко понять эмоции каждого героя.

Но  в данном произведении Гоголь больше склонен воспевать мужество и героизм казаков, нежели любовь, даже самую прекрасную и возвышенную, к женщине. Не случайно мы так и не узнаем даже имени прекрасной полячки. Этим подчеркивается, что она остается для автора персонажем не близким, второстепенным. И автор не удостаивает смерть Андрия теми похвальными, торжественными словами, которыми он сопровождает эпизод гибели каждого из казаков под Дубно.

Почему же писатель воспевает прежде всего воинствующее, героическое казачество? Почему  в речи Тараса под Дубно сказано, что товарищество даже сильнее и важнее любви?

Автор показывает нам, что в товарищеской любви меньше эгоизма. Товарищи думают о благе общем, а не о своем собственном. Понятие чести для них важнее собственного счастья, радости, удовольствия. Поэтому в понятии товарищества больше возвышенности, благородства. Такая любовь совершенно чиста и тверда духом, и в этом смысле она стоит выше любви к женщине, любви к своим родственникам, к своим детям.

В тех исторических обстоятельствах, именно такая верность товариществу, которая даже выше любви, была способна удерживать в среде казаков чувство свободы, достоинства, целости нации.

Поэтому Тарас не принимает возможности любви к полячке и убивает собственного сына, перешедшего во враждебный лагерь.

Именно в этом заключается главный моральный урок повести "Тарас Бульба".