Найти тему
Фондовый Капитал

Почему Ozon должен Сбербанку 1 млрд рублей и о чем еще можно узнать из проспекта для IPO

Оглавление
Источник: Getty Images
Источник: Getty Images

Российский маркетплейс Ozon подал в Комиссию по ценным бумагам США документы по IPO, из которых можно не только сделать вывод о состоянии дел в компании, но и оценить российский рынок электронной коммерции в целом.

Сбербанк получит свой миллиард

В качестве возможного риска Ozon называет участие в судебных разбирательствах, среди которых есть и контрактные споры. Маркетплейс в качестве примера приводит недавнее разбирательство со Сбербанком:

4 сентября 2020 года Ozon расторг договор, заключенный между компанией, основными акционерами и Сбербанком России, материнской компанией одного из андеррайтеров, Sberbank CIB (UK) Limited”.

Согласно условиям Ozon обязан выплатить Сбербанку 1 миллиард рублей в качестве комиссионного вознаграждения, так как были нарушены обязательства об исключительности.

12 ноября Ozon и Сбербанк договорились о мировом соглашении. Несмотря на то, что обе стороны признали, что не было каких-то нарушений условий договора и сроков, Ozon согласен “в соответствии с мировым соглашением выплатить Сбербанку России 1 миллиард рублей”.

“По мере расширения нашего бизнеса мы можем столкнуться с растущим числом таких претензий, в том числе связанных с большими суммами ущерба. После того как мы станем публичной компанией с более высоким профилем, мы можем столкнуться с дополнительными претензиями и судебными исками внутри и за пределами России.”
Из документов по IPO

В апреле 2020 года Сбербанк сообщал, что предоставил Ozon займ на 6 миллиардов рублей. Представители маркетплейса тогда поясняли, что речь идет об однолетнем кредите под 15% годовых.

В июне Reuters писал о том, что Сбербанк ведет переговоры c Ozon о покупке крупной доли в компании.

На что может рассчитывать Ozon в ходе IPO?

Ozon планирует разместить в рамках IPO на Nasdaq 30 млн американских депозитарных расписок по цене в диапазоне от $22,5 до $27,5, говорится в документах по IPO. Кроме того, организаторы IPO получат опцион на приобретение еще до 4,5 млн ADS Ozon по цене размещения.

В общей сложности компания может привлечь от $675 до $825 млн без учета опциона андеррайтеров и от $776,25 млн до $948,75 млн при условии его полной реализации.

Baring Vostok и ПАО АФК "Система" подписали соглашение, по которому в рамках частного размещения приобретут акции компании по цене размещения в ходе IPO на сумму $67,5 млн каждый.

Interfax сообщает со ссылкой на слова знакомого с ситуацией источника, что “при условии конвертации всех действующих займов, бизнес Ozon оценивается в $4,5-5,5 млрд”.

Будет ли Ozon выплачивать дивиденды?

В документах для IPO отмечается, что компания никогда не выплачивала дивиденды и не намерена делать это в ближайшее время:

“Мы намерены сохранить все доступные источники ликвидности и будущую прибыль, если таковая имеется, для финансирования развития и расширения нашего бизнеса, и мы не ожидаем объявления или выплаты каких-либо денежных дивидендов в обозримом будущем”.

Ozon как часть рынка

По показателям, которые представил Ozon, можно судить о положении дел в этом сегменте рынка в целом, так как маркетплейс является одним из ведущих игроков.

По состоянию на 30 сентября 2020 г. у Ozon было 11,4 млн активных покупателей по сравнению с 7,9 млн и 4,8 млн активных покупателей на 31 декабря 2019 и 2018 гг.

Значительно выросло и количество активных продавцов - до 18 100. Для сравнения, на конец 2019 года их было примерно 6400, а в конце 2018 года - 6000.

В отчете приводится пример покупательского спроса по категориям за первые 9 месяцев 2020 года:

-2

Больше всего покупок в сегменте “Электроника”, а меньше всего в сегментах “Товары для животных”, “Книги” и “Спорт”.

Ozon отмечает, что прирост числа активных покупателей в последние два года дополнительно увеличивался за счет увеличения стоимости товаров, проданных на одного покупателя.

По оценкам INFOLine за 2019 год (на них ссылается Ozon в своих документах) российский рынок электронной коммерции состоит из четырех категорий бизнеса, каждая из которых обладает своими характеристиками:

  1. Многопрофильный чистый онлайн-бизнес (18,3% рынка). Сюда эксперты относят Ozon, Wildberries, Беру.
  2. Чистый онлайн-бизнес, ориентированный на одну категорию (23,8% рынка). Это Lamoda, Ситилинк, Аптека.ру.
  3. Всенаправленный бизнес (29,2% рынка). Это розничные магазины с отлаженной системой доставки: М.Видео, Эльдорадо, DNS, Детский мир, IKEA.
  4. Заграничный бизнес (29,2% рынка): AliExpress, ASOS.

Согласно прогнозам исследовательской группы Euromonitor, фрагментированный рынок электронной коммерции в России в этом году будет расти более чем на 40% до 2,5 триллиона рублей (32,4 миллиарда долларов), а в следующие пять лет - на 10-15% в год.