75 гостей, 20 свечек и 1 большой торт - 9-го марта мы отмечали наш первый день рождения школы.
Всё налаживалось. Я, наконец-то, уволила сотрудника -"террориста" и наняла двух исполнительных девочек с неплохими результатами. Собиралась на конференцию детского бизнеса в Екб.
Но тут кто-то кинул булыжник в окно со словами: "Эпидемию заказывали?“...
Конечно, нас закрыли первыми.
Сначала - злость, не понимание, шок.
Потом - оцепенение и страх.
Так началось Восхождение на гору пандемийного бизнеса.
Банки
Что делать с кредитами? Ежемесячный платёж - 56 тр - через 2 недели.
Я звоню в банки - линия 24/7 занята.
Составляю письма, но не могу отправить - все почтовые отделения в городе закрыты!
Я написала обращения мэру и губернатору. Подала документы на участие в программе финансирования Фондом поддержки предпринимательства (ФПП) .
Стали приходить отказы...
Через 2 месяца через администрацию города удалось добиться реструктуризации по 1 банку из 3-х.
Тинькофф снизил платёж до 600 рублей, но лишь на 3 месяца, после чего стал настойчиво требовать оплаты всей суммы.
Ещё один банк в середине июля прислал требование об уплате 73к, а затем о досрочном погашении всего кредита в 1,1 млн рублей.
Наверное, я должна была платить эти деньги из мер поддержки государством...
Меры поддержки МСП государством
Всем пострадавшим отраслям пообещали выплаты 12к на сотрудников на 3 месяца и отсрочку уплаты налога УСН.
Однако никто не сказал, что если ты пользуешься отсрочкой налогов, то субсидию уже не дадут.
Я написала обращения мэру и губернатору. Подала документы на участие в программе финансирования Фондом поддержки предпринимательства (ФПП).
Мэр и губернатор ответили в 2-х словах: "Берите микрозайм".
ФПП просто отказал.
К концу июля я оплатила часть налогов (15к) и получила свою единственную субсидию на дезинфицирующие средства.
12 000 рублей!
Помогли так помогли.
Франшиза и её помощь
Тем временем, УК решила почистить свои ряды и избавиться от" балласта" (партнёров, которые не платили роялти). Половину партнёров выкинули из франшизы.
Оставшейся половине убрали маркетинговый взнос (роялти оставили - "им же тоже надо что-то кушать "). А в апреле выставили счёт на оплату телефонии, Google-диска и CRM на 35 т.р.
Почему-то за месяц нельзя было собрать деньги, нужно было прямо сейчас оплачивать вперёд за полгода.
Мы не оплатили. В конце апреля отключили телефон. В мае - CRM-систему, базу клиентов не выгрузили.
Мы стали срочно искать новых провайдеров и учиться работать в новой CRM.
Но были и плюсы:
Нам разрешили продавать не только год (сделали скидку на онлайн) и ввести английский.
Аренда
До карантина, несмотря на трудности, аренду я платила исправно - 75 т.р в месяц и коммуналка.
Арендодатель закрыл глаза в апреле и мае...
Но в начале июня, похоже, моргнул: пришёл и положил на стол счёт об уплате коммуналки на 35к и претензию о том, что если я не расплачусь по долгам, меня будут выселять.
Я не хотела "хранить свои вещи" бесплатно, да и он явно дал понять, что "не потерпит нахлебников на всё лето".
Мы договорились на 40 000 рублей летом, а в сентябре я съезжаю.
Я не помню, где нашла деньги. Наверное, у кого-то из родных.
И стала искать новое помещение поменьше и подешевле. Я просмотрела 14. Но ничего лучше в соотношении "цена-качество" не нашла.
Команда
До пандемии мой штат был укомплектован: 6 педагогов, 2 администратора, 2 менеджера по продажам.
Его содержание (ФОТ) ежемесячно мне обходилось в 150-200 тр.
У нас было 2 варианта:
1 - сидеть и ждать чуда;
2 - сокращать зарплаты и переходить в онлайн.
Три педагога согласились и начали осваивать Zoom.
1 админ и 1 менеджер сразу ушли.
Ещё один админ ушёл через месяц, написав мне о своём уходе за день.
Примерно в это же время потихоньку сливается мой второй менеджер по продажам, моя подруга и правая рука.
Продавать в принципе сложно, а тут ещё и в онлайн...
У меня не хватило сил вытащить ещё и её.
В сухом остатке: я (3 в 1: руководитель, администратор и продажник), 3
педагога и новая девочка по английскому.
Да, кстати, примерно через месяц я узнаю, что мой бывший "продажник-террорист" открывает набор на онлайн-курс по скорочтению, переманив моего препода и админа...
Занавес!
Новые возможности
Вокруг любят говорить, что онлайн открыл нам новые возможности и горизонты.
Действительно, онлайн заставил нас посмотреть на мир по-другому: нет расходов на аренду, на канцелярию, печеньки и воду (15 тр в месяц), на уборку офиса и тп.
Но как научиться в онлайн зарабатывать?
Один из партнёров переписал скрипты под онлайн, УК быстренько их внедрила, и мы стали проводить пробные уроки по Zoom.
Я вкидываю последние деньги в маркетинг: разработку лендинга, онлайн-кассу, рекламный бюджет.
Менеджер в отчаянии всё сливает...
Параллельно прохожу курс по созданию онлайн-школ.
Запускаем с партнёрами онлайн-марафон по раннему развитию.
С преподами втайне пробираемся в центр, записываем онлайн-уроки...
Проект проваливается.
Упаковать хорошо так и не удалось.
Продать получилось только 5 своим же ученикам.
Клиенты
С начала апреля мои 120 клиентов, купивших годовые абонементы, лютуют.
Через день звонят, пишут, требуют вернуть деньги, расторгнуть договор. Угрожают. Просят открыться.
Их можно понять : у многих - непогашенные кредиты на обучение в рассрочку. И банки особо не церемонятся.
Админ не выдерживает, сбегает.
Я понимаю, что 1 сентября никто не отменит, и детям идти в 1 класс. Им нужно готовиться к школе!
Мы запускаем уроки по подготовке к школе и скорочтению онлайн.
(Конкуренты от зависти поливают грязью в комментариях).
Из 120 учеников онлайн занимаются 8 человек (!)
И так вплоть до конца августа, когда я решила открыться оффлайн.
....
Сейчас я думаю, был ли у моего бизнеса шанс?
Наверное, был.
Но права на ошибку у меня не было.
В условиях ограниченных ресурсов (отсутствия денег, людей, сил, понимания, что нужно делать) всё должно было пройти идеально, чтобы закончиться хорошо.
Но, к сожалению, тогда ещё никто точно не знал, как надо...