Живописные каноны, созданные религиозными философами и теоретиками христианского искусства, распространялись на все виды живописи, существовавшей в Византии:
- монумента́льной - представленной мозаикой и фреской;
- ста́нко́вой - в виде икон и книжных миниатюр.
Отличались они только лишь техникой их создания.
Моза́ика.
Самый развитый и любимый в Византии вид живописи, доставшийся ей по наследству от античного Рима. Суть создания мозаичной картины состоит в том, что изображение собирается из отдельных небольших цветных камней или сма́льты – непрозрачного цветного стекла, изготавливаемого специально.
Мозаики украшали стены и императорских дворцов, и общественных сооружений в Византии, но наибольшее их количество всё-таки находилось в храмах, церквях и соборах.
Неувядающий, не блекнущий от времени цвет смальты, её таинственное мерцание, игра бликов при свете церковных свечей и лампад делали мозаичные картины завораживающими, подобными фантастическому видению.
Обилие золотого цвета создавало ощущение праздничности, роскоши, торжественности, и, кроме того, «вбирая» в себя свет идущий из окон и светильников, смальта отражала его так, что верующим казалось, что сияние исходит изнутри картины, являясь действительно светом того мира, который на ней изображён.
Византийские хронографы восхищённо писали: «Если эти земные великолепия имеют такую пышность, какой же должна быть пышность великолепий небесных, уготованных для праведников?»
Из всего наследия византийского искусства, особенно прославленными являются мозаики, украшающие храмы города Равве́ны.
Фре́ска.
Фреска - изображение, нанесённое на стену здания по сырой штукатурке. Такая техника весьма сложна и трудоёмка, но зато фрески представляют собой долговечную живопись (как и мозаика), поскольку краски, проникнув непосредственно в структуру стены, становились практически неподвластными влиянию времени.
Техника фрески в Византии получила наибольшее распространение, когда государство начало терять былое могущество, экономическую стабильность и территориальную целостность. В это время она заменила собой дорогостоящую и «роскошную» мозаику.
Шедевры фресковой христианской живописи украшают церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря Хора в Константинополе, которая сегодня носит название Кахрие́-Джами́ (Стамбул. Турция).
Ико́на.
(от греч. «образ») – вид живописи, появившийся в Византии, а затем широко распространившийся в странах, исповедующих христианство византийского - православного образца. Особенно яркое развитие иконопись получила в Древней Руси (об этом, разумеется, будет отдельная статья).
Иконами называются картины религиозного содержания, создаваемые на деревянной основе (досках) натуральными (энкаустическими, минеральными и темперными) красками. Они чаще всего предназначались для домашнего обихода, поэтому их размеры, как правило, невелики.
Выдающимся памятником византийской иконописи является образ «Богоматерь Владимирская» (иконографический тип «Елеуса» - «Умиление»), созданный византийскими мастерами в XII веке и ставший, впоследствии, одним из символов древнерусской культуры.
Книжная миниатю́ра
Книжная миниатюра - иллюстрации, украшающие страницы книг, рукописных свитков и т.п. В Византии существовала как религиозная, так и светская книжная миниатюра. Развитие она получила благодаря высокому уровню грамотности в государстве, существованию монастырских книжных мастерских (скрипто́риев) и библиотек.
В Византии впервые стал использоваться новый тип оформления (и создания) письменного документа – вместо античного свитка теперь появилась собственно книга (ко́декс), состоящая из отдельных листов. В качестве материала для изготовления страниц использовалась специально обработанная кожа телят или ягнят, называемая перга́ментом.
В средние века книга была предметом роскоши, что отражалось в её оформлении - рисунки в книгах, как правило, выполнялись яркими, насыщенными цветами, с добавлением большого количества золота и серебра. Каждая картинка была законченным произведением, соответствовала тексту данной страницы, и, зачастую, превалировала над ним.
В течение ряда веков в Византии появилось несколько художественных школ – мастерских, специализирующихся на оформлении книги вообще, и создании книжной миниатюры, в частности. Каждая из них обладала узнаваемым набором выразительных средств, однако все они придерживались одинаковых строгих канонов, разработанных теоретиками византийского искусства.
Таким образом, каноничность, высокая духовность, оторванность от сиюминутного, обыденного, проходящего, стала определяющей чертой византийской живописи, впрочем, как и всей византийской культуры.
Больше о культуре Византии читайте в публикациях на моём канале:
Средневековье. Что скрывает этот термин?
Христианство - кратко о вероучении.
Символ в средневековом христианском искусстве.
Византия - государство, которого не было. Немного истории.
Литература Византии - античная форма для нового содержания.
Храм - как мир. Византийская архитектура.
Храм Святой Софии в Константинополе (Айя-София).
Византийская иконопись. Как начать её понимать.
Место живописи в византийском храме.
Византийская живопись. Чем отличаются мозаика, фреска, икона и миниатюра.
Музыка Византии на службе церкви.
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.