Найти тему
ActivityEdu

Денег нет, но вы учитесь: хотим стать лидерами, не увеличивая расходов

Оглавление

Войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, согласно первоначальной версии нацпроекта «Образование», Россия должна была к концу 2024 года. В июльском указе Владимира Путина о национальных целях развития России срок решения этой задачи перенесен на 2030 год. Для вхождения в десятку мировых лидеров необходимо обеспечить соответствующее финансирование. Наш обозреватель оценивает перспективы решения сформулированной президентом РФ задачи, сравнивая затраты на школьное образование в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП) и расходы на одного учащегося в России и лидирующих странах.

Финансирование и качество образования: есть ли связь

Затраты на образование – один из важнейших показателей, характеризующих национальные образовательные системы. Полагаю, большинство читателей не будет оспаривать зависимость качества школьного образования в стране от объема финансирования. Сомневающиеся могут найти доказательства связи образовательных результатов школьников с совокупными бюджетными расходами на одного учащегося в нашей статье «Образовательные результаты и инвестиции: эффективны ли вложения России».

Вместе с тем следует подчеркнуть, что между объемом финансовых вложений и образовательными результатами, которые показывают 15-летние школьники, нет прямой и однозначной корреляции. К примеру, в 2018 году у финских школьников показатель читательской грамотности в исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) оказался на несколько баллов ниже, чем у эстонцев, хотя затраты Финляндии на одного учащегося в возрасте от 6 до 15 лет примерно в 1,7 раза больше.

Эксперты отмечают, что для того объема финансирования общего образования, который фиксируется сейчас в России, результаты наших школьников можно назвать хорошими: среди стран, у которых совокупные затраты на одного учащегося не превышают 50 тыс. долларов США, мы показываем абсолютно лучший результат по читательской грамотности. Факт, безусловно, отрадный, но из текста указа президента РФ следует, что по качеству общего образования мы планируем соревноваться не с Индонезией, Панамой и Филиппинами, а с ведущими мировыми державами, то есть собираемся обеспечить глобальную конкурентоспособность российской системы школьного образования.

Давайте попробуем объективно оценить, есть ли у нас для этого основания.

Сравнение расходов России и других стран

Институт образования Высшей школы экономики (ВШЭ) опубликовал исследование Сергея Заир-Бека и Татьяны Мерцаловой, ведущих экспертов Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского. Аналитический материал вышел в серии бюллетеней мониторинга экономики образования, поэтому пристальное внимание в нем уделено экономическим аспектам, в том числе сравнительной оценке затрат России и других стран на школьное образование в процентах от ВВП и расходов на одного обучающегося.

Затраты на образование в процентах от ВВП отчетливо показывают, насколько эта сфера находится в фокусе государственного внимания. Сравнение затрат России и держав, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), позволяет утверждать, что по расходам на общее образование Россия имеет минимальный показатель (1,8% ВВП) среди всех рассматриваемых стран. В процентах от ВВП Норвегия, Новая Зеландия, Израиль, Великобритания и Бельгия тратят только на школьное образование больше, чем Россия суммарно на все виды образования (4,1% ВВП). Совокупные же расходы Норвегии на образование (8,5% ВВП) в два с лишним раза выше, чем в нашей стране.

Затраты на образование в процентах от ВВП по странам: 2015
Затраты на образование в процентах от ВВП по странам: 2015

Из рассматриваемых стран ближе всех к нам по затратам на школьное образование в процентах от ВВП находятся Ирландия (2,5%), Венгрия и Чехия (по 2,6%), Япония (2,7%).

Столь же удручающе выглядит Россия и по показателю подушевого финансирования общего образования (в долларах США по паритету покупательной способности национальной валюты).

Расходы на общее образование на одного обучающегося в России и странах ОЭСР: 2015 (доллары США по паритету покупательной способности национальных валют)
Расходы на общее образование на одного обучающегося в России и странах ОЭСР: 2015 (доллары США по паритету покупательной способности национальных валют)

Наиболее высокий показатель имеет Люксембург – 20451 доллар США. По расходам на одного учащегося России уступают только Турция и Мексика.

Расходы нужно увеличивать

Представленные на диаграммах данные не дают, прямо скажем, оснований для позитивных прогнозов, особенно с учетом сведений Счетной палаты РФ: в ближайшие годы ежегодные расходы бюджета на образование составят 3,6% ВВП. В 2021 и 2022 годах ожидается снижение затрат на образование не только в долях ВВП, но и в абсолютных значениях.

К положительным моментам можно отнести разве что относительно эффективное расходование в России выделяемых бюджетных средств. Так, например, в Люксембурге расходы на одного учащегося почти в 5 раз превышают российский показатель, но в PISA-2018 наши 15-летние земляки превзошли люксембургских сверстников по всем видам грамотности – читательской, математической и естественно-научной.

Других поводов для радости нет. Россия, занимающая места по уровню функциональной грамотности в конце третьего – начале четвертого десятка из 79 стран – участниц исследования PISA-2018, должна понять, за счет чего собирается совершить мощный рывок и оказаться в десятке лучших по качеству общего образования.

На мой взгляд, без увеличения затрат на школьное образование в процентах от ВВП и расходов на одного обучающегося войти в десятку мировых лидеров не получится. Внятного плана реализации сформулированной президентом РФ задачи Министерство просвещения до сих пор не представило. Счетная палата РФ настаивает на необходимости перераспределения бюджета и увеличения расходов на образование.

Столица показывает чиновникам, что нужно делать

Результаты школьников из разных регионов России в международных сопоставительных исследованиях качества образования сильно различаются. Один из субъектов РФ – Москва – демонстрирует впечатляющие достижения. Столичные школьники по результатам PISA-2018 попали в лидеры мирового рейтинга: по читательской грамотности Москва, участвовавшая в этом международном сопоставительном исследовании как отдельный регион, заняла 3-е место, по математической – 5-е, а по естественно-научной – 6-е.

Недавно мы рассказывали об исследовании в рамках PISA-2018 глобальных компетенций 15-летних подростков из разных стран. И здесь москвичи проявили себя отлично, заняв 4-е место.

Министерству просвещения стоило бы проанализировать достижения московских школьников и попытаться найти обоснование этому феномену. Почему столица стабильно оказывается среди мировых лидеров, а Россия в целом – среди середняков? Причин, полагаю, много, и кратко ответить не получится, но сложно не заметить один из главных факторов: сфера школьного образования в Москве финансируется отлично.

Несложно предположить, что пропасть между Москвой и остальной Россией в ближайшие годы будет только углубляться. Если в целом по стране, как мы уже отметили, в 2021 и 2022 годах ожидается снижение затрат на образование, то в столице, напротив, в 2021 году планируется увеличение на 10,9 миллиардов рублей, то есть расходы по сравнению с 2020 годом вырастут на 2,6%.

Средняя зарплата педагогов в Москве к концу 2020 года составит 117,2 тысячи рублей. И речь, по утверждению руководителя столичного департамента образования и науки Александра Молоткова, идет не только о высокой средней зарплате:

Минимальная зарплата педагога на одну ставку составляет 78 тысяч рублей – ни один учитель, работающий на полную ставку, меньше 78 тысяч рублей не получает, это исходная отправная точка.

Для иллюстрации контраста между Москвой и регионами можно привести много примеров. Вот лишь один из них: учитель русского языка и литературы из Пермского края за работу на две ставки получает 22 тысячи рублей.

Обязательные действия

Приведенные в этой статье данные общедоступны и хорошо известны. На мой взгляд, они говорят сами за себя. Тем не менее, судя по отсутствию у Минпросвещения внятного плана попадания в десятку ведущих стран мира, этого явно недостаточно, чтобы чиновники смогли осознать: находясь на позициях твердого мирового середнячка и уступая по объему финансирования всем странам, которых мы нацелились опередить по качеству общего образования, едва ли удастся добиться желаемого, не совершив давно назревших действий.

Было бы крайне самонадеянно утверждать, что у меня готов исчерпывающий список действий, но среди обязательных шагов должны быть увеличение показателей валового и подушевого финансирования общего образования до средних по ОЭСР значений, а также доведение минимальной зарплаты учителя при работе на одну ставку до средних по региону значений.

В противном случае разговоры о росте качества российского школьного образования и попадании в десятку так и останутся разговорами, и ближе к 2030 году сроки решения задачи очередным указом будут сдвинуты еще на десяток лет, а у Минпросвещения по-прежнему не будет плана реализации.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.