Найти в Дзене
Блог КУМОНомамы

Звонкие и глухие согласные: Легкий и точный способ определять, не запоминая

Оглавление

Чаще всего первоклашек учат определять звонкие и глухие согласные, зазубривая их наизусть списком, либо говоря странные понятные только филологу слова про «голосом - не голосом».

А ведь есть способ проще.

Его знают все профессиональные логопеды :) И если научить ему ребенка, не придётся зубрить кучу букв наизусть.

Ищите звонкий согласный на шее

Попросите ребенка положить руку на горло - там под подбородком есть такая «ребристая» часть.

Вот так:

Место на шее, где искать звонкие согласные
Место на шее, где искать звонкие согласные

Теперь пусть скажет звук В - и немного его «потянуть», наблюдая за тем, как ведет себя шея. Он почувствует, что шея вибрирует, «шевелится» под пальцами.

Если шея вибрирует при произнесении звука - это звонкий звук.

Попробуйте на звуках Д, Л, Г.

А теперь пусть ребенок скажет Ф, и также потянет, наблюдая за шеей. В момент произнесения он заметит, что с шеей ничего не происходит.

Если в момент произнесения звука горло (точнее, ребристая часть шеи) не шевелится - это глухой звук.

Попробуйте на звуках Т, Ч, Ц.

Легко, правда? И запоминать ничего не нужно: приложил руку к шее и разобрался.

Парные звонкие и глухие

А еще у звонких и глухих согласных есть понятие "парности". В учебниках пишут: "парные звонкие - глухие" или "парные по звонкости".

Что это такое?

Вернемся к нашей букве В. Снова прочитаем ее, но теперь будем наблюдать не только за горлом, но еще положением языка и губ.

Мы уже легко замечаем, что в момент произнесения у нас вибрирует горло. Но кроме этого ребенок почувствует, что:

  • губы сложились и даже немного вытянулись,
  • язык лежит внизу рта.

Попробуем теперь, не изменяя положение губ и языка, выключить вибрацию в горле: продолжим "выдувать из горла воздух, но без звука. При этом губы пусть останутся ровно такими же, как при звуке В, а язык продолжит лежать внизу рта.

Ну что, какой звук получился? Правда же Ф?

Если при произнесении двух звуков положение языка и губ одинаковое, а горло может быть включенным или выключенным - значит, что звуки парные по звонкости/глухости.

Пар по звонкости/глухости не так много. Попробуйте проговорить их все, включая и выключая горло, и наблюдая при этом за положением губ и языка:

  1. В - Ф
  2. Б - П
  3. Г - К
  4. Д - Т
  5. З - С
  6. Ж - Ш

Пар всего шесть, имеет смысл их запомнить. Учите прямо парой - большинство детей запоминает их влёт.

Непарные звонкие и глухие

А бывают еще НЕ-парные звонкие и глухие.

Предложите ребенку попробовать сказать звук Ц и запомнить, в каком положении губы, язык и горло.

Он выяснит, что звук Ц глухой, потому что горло не вибрирует.

Теперь предложите ему "включить" горло, как вы делали это с парными звонкими из предыдущего раздела.

Наверняка он что-то придумает, вроде "ТЬ", "ДЗ", "СЗ" - все варианты, которых в русском языке, на самом деле, не бывает. Это и есть НЕпарность по звонкости - глухости.

Если при одном и том же положении губ и языка получается сказать только именно этот - звонкий или глухой - звук, то мы встретились с непарной по звонкости/мягкости согласной.

А еще это - все согласные, которые не вошли в список парных выше :-)

И так еще проще, правда :-) Тогда остается самый интригующий момент - выяснить, звонкий он или глухой - этот непарный, который нам встретился.

Непарные звонкие Й, Л, М, Н, Р

Обратите внимание - Й согласный звук! Причем звонкий! И непарный!

Непарные глухие Х, Ц, Ч, Щ

Если хотите, можете их запомнить двумя разными списками - они же почти по алфавиту идут (ну, кроме Й).

Но можно и не запоминать, а действовать по следующему алгоритму.

Алгоритм определения парного / непарного звонкого или глухого

  • Смотрим на букву и вспоминаем, есть ли её звука пара. Если вспомнилась пара - сразу напишите "парный".
  • Если пара НЕ вспомнилась - на всякий случай проверьте себя и попробуйте сказать противоположный звук, как я учила выше. Если всё равно пара не получилась - теперь запишите "непарный".
  • Теперь приложите руку к шее, произнесите звук.
  • Шея вибрирует - звонкий, шея НЕ вибрирует - глухой. Сразу запишите.

На этом всё! Вы научились определять звонкие и глухие согласные.

В следующих статьях поговорим про твёрдые и мягкие согласные.

____________________________________

Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON читайте по ссылке https://kumon-deti.com.

Мой инстаграм http://instagram.com/kumon.deti