Найти в Дзене
Ясно Понятно

Медведев поддержал новый налог на зарплаты. К чему готовиться россиянам

Оглавление

Reuters
Reuters

В России может появиться новый налог на зарплатные выплаты бизнеса. За его счет будут финансировать пособия безработным, число которых в стране за год выросло почти на четверть и достигло 4,3 млн человек. Как это может быть устроено и к чему приведет?

Медведев призвал все «обсчитать»

Вернуться к системе «страхования занятости», в рамках которой пособия по безработице платятся за счет взносов с работодателей, еще летом предложили депутаты «Единой России». 24 ноября эту идею поддержал и поручил «обсчитать» председатель партии, замглавы Совбеза Дмитрий Медведев.

Он признал, что «тема сложная, действительно, не всегда привлекательная для работодателей» (цитата по ТАСС). Однако «это все-таки цивилизованный путь решения задачи, который применяется во многих странах», подчеркнул Медведев.

«Полностью поддерживаю идею это все обсчитать, провести так называемые актуарные расчеты, провести экспертизы, проговорить это с коллегами, которые представляют работодателей», - сказал он.

По словам Медведева, новый механизм нужно сделать «привлекательным» для бизнеса.

Назад, в 90-е

Страховая система помощи безработным действовала в России с 1991 по 2001 год. Пособия выплачивались из Государственного фонда занятости населения (ГФЗН), который наполнялся взносами с зарплат: в 1992 это было 1%, в 1993-96 годах - 2%, в 1996-2001 годах - 1,5%.

От взносов были освобождены силовые ведомства, религиозные объединения, некоторые общественные организации, а потом и индивидуальные предприниматели. С 1996 года фонд начал испытывать трудности, а после дефолта 1998 года перестал справляться с выплатами и спустя три года был ликвидирован. Отчисления на пособия включили в единый социальный налог, который просуществовал до 2010 года.

Совсем не забытое старое

Вновь эта тема появилась на повестке дня в 2017 году. Тогда с идеей вернуться к прежней системе выступил занимавший тогда пост главы Минтруда Максим Топилин. По его задумке, размер взноса мог бы составить 1% с каждой зарплаты. Идея Топилина быстро утонула, поскольку казалась радикальной, а экономическая ситуация в стране была пусть не очень хорошей, но стабильной.

Однако коронавирусный кризис, проевший в бюджетной системе дыру размером 6,6 триллиона рублей, вернул эту историю к жизни. В августе 2020 года первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявил, что страхование занятости повысит финансовую нагрузку на работодателей, но может принести им и очевидные выгоды.

Ведь работодатель при увольнении персонала несет ощутимые издержки: он должен еще два месяца содержать бывших работников, потом начислить им выходное пособие. А в случае введения страхования занятости эта финансовая нагрузка могла бы лечь на службу занятости, заявил Исаев. И компании хорошо, и уволенному тоже – не нужно бегать за бывшим боссом и вытрясать из него деньги.

Однако против такого подхода выступили в правительстве. Глава Минтруда Антон Котяков, выступая на совещании единороссов, новацию раскритиковал. Страховую систему «убрали для снижения административной нагрузки на бизнес», напомнил он.

«Ее возвращение потребует понимания объема дополнительных расходов работодателей. Если у бизнеса не будет стимула к открытому порядочному диалогу, и мы не создадим рычага контроля и стимулирования работодателей, то могут появиться неправедные и нечестные схемы в трудовых отношениях», - заявил тогда Котяков.

Больше налогов, хороших и разных

Несмотря на обещания не менять налоговый режим в стране в течение пяти лет, власти в условиях жесткого экономического кризиса стараются денег с бизнеса и граждан то тут, то там урвать. То налог на проценты по депозитам введут, то поднимут ставку НДФЛ на большие зарплаты.

И вот красивое выражение «страхование занятости». А по сути – обычный налог на бизнес. Который и так уже отчисляет за сотрудников взносы в пенсионный фонд, в фонд ОМС и соцстрахования. Ну и НДФЛ, конечно, платит. А тут еще один процент хотят накинуть – на безработных.

И это с учетом того, что значительная часть российских предпринимателей и так еле дышат в условиях эпидемии, а вскоре могут перестать дышать вовсе.

Очевидно, что введение такого налога приведет к появлению, как это мягко назвал министр Котяков, «нечестных схем в трудовых отношениях». А говоря простым языком – начнут быстро расти выплаты зарплат «в конвертах». Хотя они уже и так, по оценкам главы Совфеда Татьяны Матвиенко, составляют 30-40% от всего фонда оплаты труда в России. А серые зарплаты – это значит меньше налогов, ниже пенсии, незащищенность работающих и все прочие прелести теневой экономики.

Да и стратегически логика поборников нового налога выглядит ущербно. Вместо того чтобы развивать рынок труда, создавать новые рабочие места, переобучать людей, помогать им с переездом на новое место жительства, где есть работа, российские власти хотят просто и тупо собрать денег на пособия безработным. Почему так? Есть нехорошее ощущение, что больше они просто ничего не умеют делать. Денег отняли, денег раздали. Но отняли больше. Вот и вся социальная политика.

Спасибо, что дочитали до конца

Ставьте 👍 - это важно для нас

Не забудьте подписаться на канал