Найти в Дзене
Виктор Бобров

Югославский автопром. Грузовик TAM, Словения

Решил я тут написать серию постов об автопроме стран бывшей Югославии. Написать есть о чём, имеются и фотографии, и интересные факты.

Начать я решил с грузовика ТАМ, выпускавшегося на автозаводе в словенском Мариборе. ТАМ и обозначает "Tovarna avtomobilov Maribor". Грузовики этой марки до сих пор рассекают по всем республикам бывшей СФРЮ.

Салатовый ТАМ в Белграде:

Бирюзовый ТАМ в Нише:

-2

Сразу два зелёных ТАМа в боснийском Вишеграде:

-3

Автозавод в Мариборе был построен сразу после Второй мировой войны - в 1946 году. Его создали на месте авиапредприятия, созданного немецкими оккупантами во время войны.

Поначалу на ТАМе производился по чехословацкой лицензии грузовик "ТАМ Пионир". В 1970-е годы начался выпуск собственно югославской модели - дизельного "ТАМ-75/80", которая изображена на фотографиях выше. Этот маленький грузовик получил в Югославии прозвище "Тамич" и завоевал популярность во всех краях тогда ещё единой страны. Его максимальный вес составлял около 5 тонн

В 1970-е мариборский автозавод ежегодно производил 4-6 тысяч автомобилей - как гражданские грузовики, так и военные ТАМ-110 и ТАМ-150. Эти полноприводные машины выпускались до 1991 года и напоминали нашу легендарную "Шишигу" - ГАЗ-66. Большое количество 110-х "ТАМов" стояло на вооружение югославской армии и было сожжено в войнах 1990-х годов.

ТАМ-110/150 в сербском Босилеграде, 2020 год:

-4

ТАМ-75/80 - это рабочая лошадка, помощник в хозяйстве. Примерно как "Газель" у нас. ТАМы чаще исполняют роль домашней машины, на которой возят дрова, уголь, сено и тому подобные дешёвые и занимающие много места грузы. Мариборцы неплохо тянут в гору, но, конечно, обделены эргономикой. Мощность двигателя невысока - всего 76 лошадиных сил.

Вид из кабины "Тамича":

Коробка передач - 5-ступенчатая
Коробка передач - 5-ступенчатая

И, конечно же, "ТАМы" жрут мало топлива и просты в обслуживании. Поэтому даже спустя половину века после начала выпуска модели "75" они остаются в строю и делают своё грузовое дело, привлекая к себе внимание симпатичным внешним видом, выносливостью и высоким КПД.

К сожалению, в 2011 году предприятие ТАМ было признано банкротом и прекратило своё существование. На месте бывшего автогиганта теперь работает порядка 200 мелких предприятий, а выпуск автомобильной техники в Мариборе продолжается, но уже в меньших количествах.

Спасибо за внимание! Продолжение следует!