Тверской вагоностроительный завод построил первый вагон семейства «2020». Это будут двухэтажные двухвагонные сцепы. Изображения нового вагона изнутри обнародовал завод. Пока он построен в единственном экземпляре, но скоро именно такие вагоны будут производить вместо уже привычных двухэтажек.
Прорыв или двухэтажный гроб
Двухэтажные вагоны Тверской завод выпускает для нужд РЖД довольно давно. Они курсируют с 2013 года и сейчас ходят по более чем 20 направлениям, в том числе из Москвы в Адлер, Симферополь, Кисловодск, Казань, из Петербурга в Мурманск и Адлер. А между Москвой и Петербургом ежедневно курсирует уже три пары поездов, составленных из двухэтажных вагонов.
Благодаря крымскому маршруту можно сказать, что такие вагоны в России эксплуатируют сразу два перевозчика – Федеральная пассажирская компания (ФПК) и «Гранд сервис экспресс».
По данным на конец 2019 года, в парке РЖД было 442 двухэтажных вагона.
С течением времени производимые двухэтажные вагоны практически не претерпели изменений, если не считать того, что в последние годы возле верхних полок стали устанавливать USB-порты для зарядки телефонов. В первых вагонах ограничивались розетками под столиками. Кроме того, со временем у вагонов появилась более современная ливрея.
Что касается отношения пассажиров к двухэтажным вагонам, то оно неоднозначное. Кто-то хвалит такие вагоны за то, что они стали хорошей альтернативой плацкарту. Среди претензий – неудобные верхние полки, на которых нельзя полноценно сидеть, проблемы с вентиляцией и шумоизоляцией, отсутствие места для багажа для «верхних» пассажиров.
Острословы прозвали места на верхних полках второго этажа «гробами» из-за скошенной крыши.
Я сам много ездил на двухэтажках и могу сказать, что очень многое зависит от обслуживания и новизны вагона. Я неоднократно сталкивался, к примеру, в поезде №5/6 Петербург – Москва, который стал одним из первых двухэтажных поездов в России, с проблемами вентиляции. Но в то же время трудностей с воздухообменом не было в более новом поезде №25/26 «Смена».
Мне приходили письма о том, что некомфортный климат и не работает должным образом приточная вентиляция в поезде Москва – Казань.
Сам я как-то натыкался на вагон, который издавал очень неприятный пищащий звук на протяжении всей моей поездки, как-то вагон был очень дребезжащим... Но я могу вспомнить с десяток поездок на «Смене», когда все было идеально – и по климату, и по звукоизоляции, и по тишине в вагоне.
Так что споры о том, хорошо двухэтажка или плохо – дело субъективное.
Новая реальность: двухвагонные сцепы и «малолюдные технологии»
1 февраля 2019 года состоялся совет директоров ФПК, на котором был принят календарный план закупки вагонов на ближайшие годы. Из него следовало, что простые одноэтажные вагоны – всем привычные купе и плацкарты – последний раз купят в 2019 году, а двухэтажные вагоны, в том виде, в котором они существовали, перестанут закупать в 2020 году после поставки заводом последних 36 штук.
Из этого же календарного плана следовало, что в 2020 году ФПК начнет получать вагоны, которые так и называются по году начала производства – «2020». В документе пояснялось, что это – двухэтажный двухвагонный сцеп. В 2020 году должно быть получено 132 единицы, в 2021 – 130, в 2022 – 140.
Я покажу этот вагон чуть ниже, а пока несколько слов о сути двухвагонных сцепов. Эта концепция была опробована на одноэтажных вагонах «2019», коих к концу 2020 года уже должно быть выпущено 500 штук, а до 2025 года – аж 2,5 тысячи.
Двухвагонные сцепы предполагают, что один проводник (или одна бригада проводников) обслуживает сразу два вагона. Перейти из вагона в вагон можно по жесткой сцепке. На ряде маршрутов на некоторых станциях посадка и высадка в такие сцепы осуществляется через один из двух вагонов.
В каждом вагоне сцепа теперь вместо двух тамбуров – один, а вместо одного из двух купе проводников – сервисная зона. Это позволило увеличить один из санузлов, разместив там душ. Таким образом, вагоны-2019 стали первыми серийными российскими вагонами с душем.
Идея двухвагонных сцепов будет продолжена – в октябре в Москве презентовали абсолютно новый плацкартный вагон габарита «Т», который прозвали «плацкартом с колонной». У него увеличенные размеры, как в длину, так и в ширину, что позволит не только разместить душ в отдельном от туалета помещении, но и добавить десятый отсек (купе).
Двухвагонный, двухэтажный
То, что Тверской завод, наконец, показал новый вагон – не новость, а, скорее, запоздавшая новость. Очевидно, что произвести запланированные на 2020 год 132 вагона в Твери уже не успеют. Здесь виной всему весенние коронавирусные ограничения, когда производство было остановлено.
Первый двухэтажный вагон нового семейства «2020» готов и уже отправился с Тверского вагоностроительного завода для испытаний и сертификации на Белореченский полигон в Краснодарский край. Вагон сфотографировали снаружи. Фотография попала в Сеть.
Ливрею, конечно, обсуждать рано – ее нет, – но уже заметно, что вагон стал более угловатым – убрали тот самый скос, который мешал нормально спать пассажирам верхних полок второго этажа.
«Главное его отличие от предшественников – новый, увеличенный в верхней части габарит кузова. При этом высота плоской части стены осталась максимальной, что позволило создать комфортные условия для пассажиров второго этажа, в первую очередь, верхних полок: расстояние до потолка увеличилась примерно на 200 мм», – сообщил завод.
Из других важных нововведений – на новых вагонах установлена тележка с пневмоподвешиванием. Она обеспечит поезду более плавный и бесшумный ход.
Судя по описанию на сайте ТВЗ, первый вагон «2020» – штабной. В нем расположено 12 четырехместных купе, а также одно купе для пассажира-инвалида и сопровождающего его лица. Напомню, что в стандартном двухэтажном вагоне – 16 купе, по восемь на каждом этаже.
Вагон располагает тремя туалетными комплексами, два из которых оснащены душевыми.
В купе полки с мягкими накладками на стене заменили полноценные диваны с подлокотниками. Также в вагоне имеется возможность покупейного регулирования воздуха и индивидуальные сейфы для каждого пассажира, отмечает завод.
Дизайн интерьера был выполнен компанией ТМХ Инжиниринг совместно с итальянской фирмой ItalDesign-Giugiaro.
Кстати, интересно, что в прошлые годы в Сеть «утекал» дизайн этих вагонов, причем в разных вариантах. Сперва были фантазии, что это будут не двухвагонные, а аж трехвагонные сцепы с камерами хранения для багажа и стойкой регистрации вместо купе проводника, а сами купе сделают как одноместными, так и двух- и четырехместными.
Позже показали более спокойные эскизы, которые, судя по опубликованным теперь изображениям ТВЗ, оказалась наиболее близки к реальности:
Впрочем, это все пока лишь рендеры. Теперь ждем настоящих фотографий интерьера.