Найти в Дзене

Как просто научить детей ораторскому мастерству, даже если вы сами боитесь выступать

Оглавление

Публичные выступления — это один из самых важных навыков, который можно и нужно освоить в школе. Ведь ступор перед публикой, неумение отвечать на вопросы, трудности в самопрезентациях потом сказываются и на прочих сферах жизни.

Так как в одиночку ребёнку сложнее понять основы публичных выступлений и необходимость в них, то родителям тоже необходимо развиваться в этом направлении. Изучать разные техники ораторского искусства и рассказать ребёнку, как пользоваться микрофоном. Казалось бы, такой пустяк, как рассказать стихотворение, даже у многих взрослых вызывает страх и негативные эмоции.

Понимая, что куда проще сразу избежать получения дополнительных страхов и неуверенности у ребёнка, я с начальной школы всячески поощряла стремление детей готовить доклады и выступать с ними. Мы вместе читали книги по ораторскому искусству и смотрели разные выступления знаменитостей, разбирая основы речи и манеры их поведения. Мне и самой очень пригодилась это информация, ведь я много выступаю публично.

Первое время я помогала детям готовиться к выступлениям, они репетировали дома, а я в конце задавала простые и обязательно сложные вопросы, чтобы они не терялись и умели вести себя в ситуации, когда ответ требует времени или вообще неизвестен.

Пока моя первая дочь училась в младшей школе, а я возглавляла родительский совет, мы собирали локальные детские выступления, чтобы не сразу отправлять их выступать перед большой аудиторией. Там были знакомые люди, и дети по очереди рассказывали свои доклады. Участвовал весь класс, и родители тоже были в числе выступающих, чтобы показывать пример. Дети задавали им вопросы и, хочу отметить, что за год они так наловчились, что часто вопросы были такими точными и интересными, что родители удивлялись. Позже дочь не раз говорила, что не боялась публичных выступлений и своих ошибок только потому, что тогда в детстве они отрепетировали всё, что могли, далеко на будущее.

-2

Помимо детских выступлений, я брала детей на различные конференции и мастер-классы, семейное образование это позволяет. Чтобы они не скучали, я выдавала задание придумать по одному вопросу для выступающих и задать его при всех. А также отметить особенности выступления. Эта игра сначала их утомляла, но я старалась способствовать любопытству, и мы вместе шли потом куда-то, ели вкусности и обсуждали что было не так, а что было очень полезно. Анализировать взрослых детям нравилось больше, потому что они вызывали восторг и умиление, задавая вопросы по делу или в конце обсуждая со мной работу. Мне всегда казалось это очень интересным, ведь проделывалась большая аналитическая работа, а дети воспринимали это за игру и активно участвовали в дискуссии.

-3

Важное правило — как при мозговом штурме — тут нельзя ругать или упрекать в ошибках.

Ведь старания очень легко затушить и интерес вернуть будет крайне непросто. Поэтому лучше всё переводить в диалог с примерами и доказательствами.

Также важным я считаю умение читать вслух прозу.

Интересно обыгрывая персонажей и рассказчика. Мы собираемся вместе, заранее выбрав книгу, и по очереди читаем по странице. Сначала всё происходило довольно сдержанно, но потом, вжившись в роль актёра, дети, да и я, начинали подключать интонацию, жесты и даже костюмы. Рассказчик мог быть в образе старца или феи, старушки или северного мишки, фантазия с каждым разом играла новыми красками. Довольно занятное времяпрепровождение, и крайне полезное для детей и взрослых.

-4

Итак, почему я считаю важным уметь выступать публично:

— Выступая, мы работаем с речью и текстом. Подбираем нужные слова и сжимаем информацию так, чтобы суть была ясна, тема раскрыта и понятен посыл. Это отражается на умении писать деловые письма, презентовать себя и продукт.

— Во время подготовки к выступлениям мы репетируем жесты, поведение. Учимся следить за своим телом и настраиваем его работать в нужном для нас режиме.

— Когда мы слушаем чужие выступления, невольно замечаем особенности спикера, его манеры и перенимаем для себя то, что считаем важным. Это также тренирует умение слушать и слышать собеседника, что не раз в дальнейшем помогает в переговорах или проектах.

— Когда дети видят, что значимые для них взрослые выступают, отстаивают свою точку зрения и интересны окружающим, это укрепляет межличностные отношения родителей и детей, вы в очередной раз становитесь примером и даёте поводы и точки для роста своего ребёнка.

— Умение парировать в диалоге, грамотно отвечать на вопросы и не бояться критики — важнейшие навыки во взрослой жизни, о пользе которых, я думаю, даже говорить не нужно.

-5

— Через выступления человек борется со своими страхами и сомнениями, комплексами и неуверенностью. Практика замечательно лечит от этих недугов. Главное — с умом подходить к процессу, чтобы не ухудшить положение.

Любой рост происходит через сопротивление и страхи неудачи.

Но если заниматься с детьми с детства, то многие из перечисленных проблем просто не появятся и обойдут вас стороной. Совместная деятельность всегда сплачивает людей, поэтому я отношу выступления к семейному тимбилдингу и считаю одной из важных сторон развития.

Автор: Евгения Арестова, собственник и руководитель строительного инвестпроекта, блогер, мама пятерых детей, пятая дочь невербальный аутист. Четверо старших детей на СО.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Для детей на семейной форме обучения

Читайте также статьи автора:
Как успеть важное и сохранить близость в семье?
Ребёнок зарабатывает: учиться или работать?
5 идей досуга для сплочения семьи – советы многодетной мамы и бизнесвумен

Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО.