Это первая статья о том, что делает аэропорт устойчивым и почему это качество важно для авиационной отрасли. Сегодня мы разберем два основных аспекта: финансовую и операционную устойчивость
По общему мнению, коронавирус оказал разрушительное влияние на авиацию. Но он также преподал авиакомпаниям и аэропортам ценные уроки. Прежде всего, о том, как важно готовиться к неожиданностям, быстро и гибко адаптироваться к внезапным изменениям. Эти два качества можно обобщить одним словом: устойчивость.
Устойчивость, популярная среди специалистов по планированию и психологов, определяется, как способность организации выживать и оставаться в рабочем состоянии после катаклизмов. Для авиации устойчивость имеет первостепенное значение. С самого начала авиаперевозки были нестабильной отраслью. В первые десятилетия гражданской авиации, когда авиастроение и авиакомпании были в зачаточном состоянии, банкротства и авиакатастрофы были обычным делом. По мере того, как отрасль развивалась, она столкнулась с множеством искусственных проблем, таких как терроризм и отмена государственного регулирования, которые коренным образом изменили подход к проектированию и эксплуатации аэропортов. Напротив, с 11 сентября большинство сбоев происходило с внешней для человечества стороны. Извержение вулкана в 2010 году закрыло европейское воздушное пространство на недели. Экстремальные погодные явления могут парализовать аэропорты без предварительного предупреждения. Кризисы в области здравоохранения, такие как вспышка атипичной пневмонии в 2003 году, могут нанести тяжелый урон всей мировой транспортной сети. Оглядываясь назад, можно сказать, что атипичная пневмония стала первым глобальным тестированием взаимосвязанных эпидемических, экономических и операционных проблем, с которыми мы сегодня столкнулись.
Если бы мы вернулись в 2019 год на машине времени и попросили группу авиационных экспертов спрогнозировать серьезные проблемы для отрасли, сомнительно, что многие сослались бы на глобальный кризис в здравоохранении. Как и любая сложная система, авиация сталкивается с бесчисленными рисками, и подготовиться к каждому сбою просто невозможно. Но коронавирус показал, как важна устойчивость. Он также выявил глубокий разрыв между участниками рынка, теми, кто смог адаптироваться, и теми, у кого не вышло. Слабые аэропорты отреагировали на кризис отрицая его факт и продолжали вести обычную деятельность, даже когда стало совершенно ясно, что так выжить не получится. Напротив, успешные аэропорты осознавали, что происходит что-то большое и им необходимо быстро адаптироваться, чтобы выжить. В то время как коронавирус продолжает поражать всю отрасль, некоторые аэропорты чувствуют себя значительно лучше, чем в другие. Это потому, что они имели планы на непредвиденный случай и рабочий настрой, который ставит устойчивость на первое место.
Но что означает устойчивость? Мы определили четыре составляющих, которые позволяют успешным аэропортам отличаться от менее успешных. В этой статье основное внимание уделяется первым двум составляющим: финансовой и операционной устойчивости.
Операционная устойчивость
Операционная устойчивость относится к способности аэропорта поддерживать деятельность после непредвиденных сбоев. Это зависит от двух типов гибкости: гибкости заложенной в инфраструктуру аэропорта, и гибкой программы действий, то есть способности быстро адаптировать все процессы и протоколы к изменившейся обстановке.
Архитекторы и конструкторы проектируют инфраструктуру аэропорта на основе текущих эксплуатационных требований и возможных потребностей в будущем. Хотя эти прогнозы предлагают полезные рекомендации, опытные специалисты по планированию должны предположить, ситуация может измениться так, как ее нельзя представить в настоящее время. Например, когда аэропорт Будапешта был модернизирован в конце 1980-х годов, немногие могли предвидеть отмену границ в Европе, что привело к разным правилам обработки шенгенских и прочих рейсов. Вряд ли проектировщики аэропортов могли предвидеть такие серьезные потрясения, как крах коммунизма. Но они должны разрабатывать такие системы инфраструктуры, которые способны гибко реагировать на непредвиденные обстоятельства.
Гибкость инфраструктура важна для обеспечения эксплуатационной устойчивости, но не менее важна гибкость технологических процессов. Аэропорты функционируют согласно стандартизированному набору руководящих документов. Но что происходит, когда происходит сбой, и эти процессы необходимо изменить? Как быстро сможет отреагировать аэропорт? Комиссиям по чрезвычайным ситуациям обычно поручается разработать планы действий в непредвиденных ситуациях. Они оценивают риски в соответствии с имеющимися данными и формулируют методы минимизации их воздействия. Это разумный подход, но его можно применить только к известным рискам, основанным на прошлом опыте.
Эпидемия выявила ограничения этого подхода. До коронавируса многие аэропорты не считали глобальные эпидемии потенциальным риском или считали их крайне маловероятными. В результате у большинства аэропортов не было оперативного плана действий на такой случай. Они столкнулись с требованиями социального дистанцирования, которые ограничивали продажи в самый неподходящий момент. Немногие были подготовлены к логистике, связанной с тестированием на коронавирус. Некоторые аэропорты в панике установили чрезвычайно дорогие бесконтактные технологии, не посчитав, как они повлияют на функционирование аэропорта или их прибыльность.
Вывод: многие аэропорты отреагировали на эпидемию сумбурными действиями. Что можно сделать в будущем лучше? Менее успешные аэропорты подготовят подробный план действий к будущим эпидемиям. Это хорошая идея, но не лучшая. Успешные аэропорты вместо этого подготовят план действий для ситуаций, в которых подчеркивается эксплуатационная гибкость: акцент будет делаться на возможных результатах, а не на причинах будущих сбоев. Например, они будут готовиться к неожиданному сокращению численности персонала или потребностям больших свободных площадей для ожидания пассажиров вне зависимости от того, происходят ли эти изменения из-за эпидемии, стихийного бедствия или внедрения новых технологий.
Финансовая устойчивость
Под финансовой устойчивостью аэропорта понимается его способность не прекращать генерировать доход во время экономических потрясений и накапливать денежные резервы, необходимые для выживания в тяжелые периоды. Неудивительно, что способность аэропорта противостоять воздействию внешних воздействий и макроэкономических потрясений является одним из главных критериев, которые рейтинговые агентства используют для оценки кредитного рейтинга аэропорта.
К сожалению, эпидемия выявила, что многие аэропорты не имеют прочной финансовой основы для поддержания стабильности финансов в течение длительного периода неопределенности. Коронавирус также преподал аэропортам ценный урок: хотите выжить - диверсифицируйте свои доходы.
Аэропорты, которые сильно зависят от одного источника дохода - скажем, сборов с взимаемых с одного перевозчика - в этом году показали гораздо худшие результаты по сравнению с аэропортами, которые имеют широкий спектр источников дохода. Это связано с тем, что у успешных аэропортов есть баланс между доходами, связанными с пассажирами, и доходами, не связанными с пассажирами. Такие как сборы за обслуживание пассажиров, парковка, аренда автомобилей и розничная торговля, зависят от авиапассажиров. Когда нет пассажиров, исчезает и этот доход. Напротив, доходы, не связанные с пассажирскими перевозками, такие как грузоперевозки и недвижимость, невосприимчивы к внезапным изменениям конъюнктуры. Когда пассажиры исчезают, эти источники продолжают приносить доход аэропорту.
Эпидемия заставила аэропорты столкнуться с двумя непростыми вопросами: когда основные источники дохода сокращаются, имеются ли необходимые резервы, на которые можно рассчитывать? И имеются ли дополнительные источники доходов, чтобы какое-то время удерживаться на плаву? Более того, коронавирус положил начало смене системы взглядов на то, как аэропорты должны зарабатывать деньги. В то время как пассажирские авиаперевозки останутся основным направлением деятельности, не связанные с пассажирами виды деятельности, такие как грузоперевозки и недвижимость, будут играть гораздо большую роль в предстоящем жизненном цикле. Таким образом, финансовая устойчивость аэропорта будет во многом зависеть от того, смогут ли аэропорты приносить доход, связанный с пассажирами и не связанный с пассажирами.
Операционная и финансовая устойчивость имеют важное значение для способности аэропорта выживать и даже успешно работать в периоды непредвиденного стресса. Но устойчивость аэропортов также зависит от подготовленного персонала и от выстраивания устойчивых отношений с партнерами в государственном и частном секторах.
Источник: Airport Urbanism
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу
Если не успели посмотреть