Найти в Дзене
АвиаОбоз

Секреты бизнеса: как спасти аэропорт в кризис

Это первая статья о том, что делает аэропорт устойчивым и почему это качество важно для авиационной отрасли. Сегодня мы разберем два основных аспекта: финансовую и операционную устойчивость

Фото: Airport Urbanism
Фото: Airport Urbanism

По общему мнению, коронавирус оказал разрушительное влияние на авиацию. Но он также преподал авиакомпаниям и аэропортам ценные уроки. Прежде всего, о том, как важно готовиться к неожиданностям, быстро и гибко адаптироваться к внезапным изменениям. Эти два качества можно обобщить одним словом: устойчивость.

Устойчивость, популярная среди специалистов по планированию и психологов, определяется, как способность организации выживать и оставаться в рабочем состоянии после катаклизмов. Для авиации устойчивость имеет первостепенное значение. С самого начала авиаперевозки были нестабильной отраслью. В первые десятилетия гражданской авиации, когда авиастроение и авиакомпании были в зачаточном состоянии, банкротства и авиакатастрофы были обычным делом. По мере того, как отрасль развивалась, она столкнулась с множеством искусственных проблем, таких как терроризм и отмена государственного регулирования, которые коренным образом изменили подход к проектированию и эксплуатации аэропортов. Напротив, с 11 сентября большинство сбоев происходило с внешней для человечества стороны. Извержение вулкана в 2010 году закрыло европейское воздушное пространство на недели. Экстремальные погодные явления могут парализовать аэропорты без предварительного предупреждения. Кризисы в области здравоохранения, такие как вспышка атипичной пневмонии в 2003 году, могут нанести тяжелый урон всей мировой транспортной сети. Оглядываясь назад, можно сказать, что атипичная пневмония стала первым глобальным тестированием взаимосвязанных эпидемических, экономических и операционных проблем, с которыми мы сегодня столкнулись.

Если бы мы вернулись в 2019 год на машине времени и попросили группу авиационных экспертов спрогнозировать серьезные проблемы для отрасли, сомнительно, что многие сослались бы на глобальный кризис в здравоохранении. Как и любая сложная система, авиация сталкивается с бесчисленными рисками, и подготовиться к каждому сбою просто невозможно. Но коронавирус показал, как важна устойчивость. Он также выявил глубокий разрыв между участниками рынка, теми, кто смог адаптироваться, и теми, у кого не вышло. Слабые аэропорты отреагировали на кризис отрицая его факт и продолжали вести обычную деятельность, даже когда стало совершенно ясно, что так выжить не получится. Напротив, успешные аэропорты осознавали, что происходит что-то большое и им необходимо быстро адаптироваться, чтобы выжить. В то время как коронавирус продолжает поражать всю отрасль, некоторые аэропорты чувствуют себя значительно лучше, чем в другие. Это потому, что они имели планы на непредвиденный случай и рабочий настрой, который ставит устойчивость на первое место.

Фото: Airport Urbanism
Фото: Airport Urbanism

Но что означает устойчивость? Мы определили четыре составляющих, которые позволяют успешным аэропортам отличаться от менее успешных. В этой статье основное внимание уделяется первым двум составляющим: финансовой и операционной устойчивости.

Операционная устойчивость

Операционная устойчивость относится к способности аэропорта поддерживать деятельность после непредвиденных сбоев. Это зависит от двух типов гибкости: гибкости заложенной в инфраструктуру аэропорта, и гибкой программы действий, то есть способности быстро адаптировать все процессы и протоколы к изменившейся обстановке.

Архитекторы и конструкторы проектируют инфраструктуру аэропорта на основе текущих эксплуатационных требований и возможных потребностей в будущем. Хотя эти прогнозы предлагают полезные рекомендации, опытные специалисты по планированию должны предположить, ситуация может измениться так, как ее нельзя представить в настоящее время. Например, когда аэропорт Будапешта был модернизирован в конце 1980-х годов, немногие могли предвидеть отмену границ в Европе, что привело к разным правилам обработки шенгенских и прочих рейсов. Вряд ли проектировщики аэропортов могли предвидеть такие серьезные потрясения, как крах коммунизма. Но они должны разрабатывать такие системы инфраструктуры, которые способны гибко реагировать на непредвиденные обстоятельства.

Фото: Airport Urbanism
Фото: Airport Urbanism

Гибкость инфраструктура важна для обеспечения эксплуатационной устойчивости, но не менее важна гибкость технологических процессов. Аэропорты функционируют согласно стандартизированному набору руководящих документов. Но что происходит, когда происходит сбой, и эти процессы необходимо изменить? Как быстро сможет отреагировать аэропорт? Комиссиям по чрезвычайным ситуациям обычно поручается разработать планы действий в непредвиденных ситуациях. Они оценивают риски в соответствии с имеющимися данными и формулируют методы минимизации их воздействия. Это разумный подход, но его можно применить только к известным рискам, основанным на прошлом опыте.

Эпидемия выявила ограничения этого подхода. До коронавируса многие аэропорты не считали глобальные эпидемии потенциальным риском или считали их крайне маловероятными. В результате у большинства аэропортов не было оперативного плана действий на такой случай. Они столкнулись с требованиями социального дистанцирования, которые ограничивали продажи в самый неподходящий момент. Немногие были подготовлены к логистике, связанной с тестированием на коронавирус. Некоторые аэропорты в панике установили чрезвычайно дорогие бесконтактные технологии, не посчитав, как они повлияют на функционирование аэропорта или их прибыльность.

Вывод: многие аэропорты отреагировали на эпидемию сумбурными действиями. Что можно сделать в будущем лучше? Менее успешные аэропорты подготовят подробный план действий к будущим эпидемиям. Это хорошая идея, но не лучшая. Успешные аэропорты вместо этого подготовят план действий для ситуаций, в которых подчеркивается эксплуатационная гибкость: акцент будет делаться на возможных результатах, а не на причинах будущих сбоев. Например, они будут готовиться к неожиданному сокращению численности персонала или потребностям больших свободных площадей для ожидания пассажиров вне зависимости от того, происходят ли эти изменения из-за эпидемии, стихийного бедствия или внедрения новых технологий.

-4

Финансовая устойчивость

Под финансовой устойчивостью аэропорта понимается его способность не прекращать генерировать доход во время экономических потрясений и накапливать денежные резервы, необходимые для выживания в тяжелые периоды. Неудивительно, что способность аэропорта противостоять воздействию внешних воздействий и макроэкономических потрясений является одним из главных критериев, которые рейтинговые агентства используют для оценки кредитного рейтинга аэропорта.

К сожалению, эпидемия выявила, что многие аэропорты не имеют прочной финансовой основы для поддержания стабильности финансов в течение длительного периода неопределенности. Коронавирус также преподал аэропортам ценный урок: хотите выжить - диверсифицируйте свои доходы.

Аэропорты, которые сильно зависят от одного источника дохода - скажем, сборов с взимаемых с одного перевозчика - в этом году показали гораздо худшие результаты по сравнению с аэропортами, которые имеют широкий спектр источников дохода. Это связано с тем, что у успешных аэропортов есть баланс между доходами, связанными с пассажирами, и доходами, не связанными с пассажирами. Такие как сборы за обслуживание пассажиров, парковка, аренда автомобилей и розничная торговля, зависят от авиапассажиров. Когда нет пассажиров, исчезает и этот доход. Напротив, доходы, не связанные с пассажирскими перевозками, такие как грузоперевозки и недвижимость, невосприимчивы к внезапным изменениям конъюнктуры. Когда пассажиры исчезают, эти источники продолжают приносить доход аэропорту.

Эпидемия заставила аэропорты столкнуться с двумя непростыми вопросами: когда основные источники дохода сокращаются, имеются ли необходимые резервы, на которые можно рассчитывать? И имеются ли дополнительные источники доходов, чтобы какое-то время удерживаться на плаву? Более того, коронавирус положил начало смене системы взглядов на то, как аэропорты должны зарабатывать деньги. В то время как пассажирские авиаперевозки останутся основным направлением деятельности, не связанные с пассажирами виды деятельности, такие как грузоперевозки и недвижимость, будут играть гораздо большую роль в предстоящем жизненном цикле. Таким образом, финансовая устойчивость аэропорта будет во многом зависеть от того, смогут ли аэропорты приносить доход, связанный с пассажирами и не связанный с пассажирами.

Фото: Airport Urbanism
Фото: Airport Urbanism

Операционная и финансовая устойчивость имеют важное значение для способности аэропорта выживать и даже успешно работать в периоды непредвиденного стресса. Но устойчивость аэропортов также зависит от подготовленного персонала и от выстраивания устойчивых отношений с партнерами в государственном и частном секторах.

Источник: Airport Urbanism

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу

Если не успели посмотреть